Во первых строках своего письма хочу спросить: дорогие Избранные, неужели никто-никто из вас не был на этом фильме?
Ну, на "Мастере и Маргарите" Кары, который, наконец, триумфально сняли с полки и пустили в широкий прокат?
А если были, почему не черкнули хотя бы строчку - хоть намек на то, что это такое, чтобы остальные не попали так ужасно? Или это заговор молчания, как в приключениях Гекльберри Финна с постановкой "Ромео и Джульетты", где одна половина города, которая сходила на спектакль, не рассказывала другой половине города, чтобы не чувствовать себя дураками?
О себе скажу так: я шла в кинотеатр с мыслью, что это тот самый фильм, о котором было столько московских слухов, с прекрасными актерами, со всякими мистическими совпадениями. А если по-честному, то с мыслью, что МиМ, конечно, экранизировать не надо, но это точно будет не хуже сериала. Ну что я могу сказать... Я гуманный человек, я расскажу, как все было.
- Что с нами, Марго? Мы мертвы, отравлены?
- Хуже, нас экранизировали. Главное впечатление о фильма - стыд. Невозможный, непереносимый, нечеловеческий, беспросветный ебаный стыд. Я знаю, что злоупотребляю этим словосочетанием и теперь готова взять обратно все прошлые разы, потому что то был не ебаный стыд - ЭТО ебаный стыд. По Берроузу, обнаженное явление: голый стыд, стыд в чистом виде, дух и плоть стыда. Мне даже денег, потраченных на фильм, не жалко - получить такую чистую эмоцию чего-нибудь да стоит. Стыд вообще важная составляющая русской духовной культуры, так что сегодня я получила великий опыт.
Явление хорошо рассматривать в сравнении.
Вот, например, недавний сериал Бортко. Сериал этот был добротным крепко сколоченным гробом. В нем каменными челюстями слово за словом был пережеван булгаковский текст. Текст от этого, разумеется, умер, но по крайней мере жевали его ответственно и добротно. Про фильм этого не скажешь.
Это у меня потому такое долгое вступление, что я не знаю, с чего начать.
Пожалуй, начну с жанра.
Это был водевиль "Голые бабы" с клоунским дивертисментом.
Дух эпохи передан блестяще - дух конца восьмидесятых, затхлый, тусклый, предраспадно-союзный. Дух всеобщего развала, бедности и готовности раздеться за копейки. Бесталанная хихикающая нищета, провертевшая дырку в стене женской бани. Когда нет денег на спецэффекты, нет таланта оживить картон (честное слово, для меня спецэффекты не важны от слова "совсем", я люблю олдскул "Доктора Кто" - кто видел, тот понимает), когда нет ничего одухотворяющего - ни общей идеи, ни актерской игры, зато есть возможность раздеть актрису догола и показать не только сиськи, но и лобок. Так и представляю режиссера, который, скучая, пережидает "одетые сцены", чтобы потом в рупор радостно кричать: "Голые бабы, Го-лы-е ба-бы!". И бабы вбегают в кадр.
В сценах, где нет голых баб, одетые персонажи мучительно и надсадно переигрывали. Вот вы сейчас что себе представили? Умножьте на десять. Они выламывались и кривлялись, они выкрикивали, они делали личики, они постоянно комиковали. До зубной боли, до судорог у зрителя, до желания загородиться рукой от экрана, чтоб не видеть ничего, что на этом экране происходит. И это делали все, даже те, кому комиковать нельзя. Профессор Стравинский - комикует. Поэт Рюхин - комикует. Бездомный-Гармаш комикует не переставая, даже в сцене с Мастером. Воланд комиковал и сам смеялся. Зачем они это делали - не ясно. Ничто из этого не работало на идею, ни на какую. Ни любовь, ни прощение, ни вера, ни творчество, ни даже дьявол, вершащий свою своеобразную справедливость в Москве начала 30-х - ничто не стало стержнем фильма, через вереницу локальных ебаных стыдов закономерно подваливающего к своему ключевому моменту. Балу у Сатаны.
Знаете этот анекдот?
- Гусары, давайте искупаем коня в шампанском! Нет? Ну тогда хотя бы кота в пиве.
Ура! Свершилось. Наш советский Пазолини осуществил долгожданную встречу утренника с женской баней. Вот он, восторг, вот упование, вот она роскошь и шик эпохи ранних ларьков, вот она, концентрация голобабства, вот оно, купание кота в пиве.
А как много вкуса в том, что на бал к Сатане пришли Ленин, Сталин и Гитлер! Как это было уместно! Как это в стиле конца 80-х. Ура! Уже все можно. И это "можно" перекрывает вопрос, "а нужно ли?"
Вы заметили, что я обхожу любовную линию и вообще Маргариту? О, я бы и дальше хотела бы ее обходить. А все потому, что здесь-то я подставы не ждала. Нет, честно, я рассчитывала на Вертинскую. Она умная женщина, талантливая актриса. Что с ней сделали в этом фильме? Почему она стала водевильной идиоткой, от который не требуется даже минимальной правды жизни?
Что это было? Что это было?!!!
Кого она играла? Пьяную? Умственно отсталую? Просто дуру? Почему перед тем, как намазаться кремом, она в комбинации и мексиканском тушкане выламывается перед зеркалом? Почему она манерно визжит, когда ее моют перед балом? Почему она хлопочет лицом и закатывает глаза? Стыд, стыд, ебаный стыд. Дайте мне это развидеть!
Сцену бала мне особенно хочется изгнать из памяти. И не видеть ботфорты Маргариты, ее черный гипюровый комбинезон, в котором Альмодовар выставляет трансов на панель, ее фуражку со стразиками а-ля Валерий Леонтьев, ее ужасные искусственные кудри.
Там не было любви, не было дьявола, там даже не было шабаша.
А было ощущение, что к веселому голубому иностранцу наняли на вечер симпатичную городскую сумасшедшую. Это могло бы выглядеть так:
- Понимаю, я должна ему отдаться.
- Уй, мадам, вы натурально не понимаете. Ему нужна "борода".
Рядом с этим меркнет даже обклеенный шерстью Бегемот (вот уж кому не везет с экранизациями), даже чудовищный Коровьев-Филипенко, переигрывающий так, что хотелось пустить себе пулю в голову. Даже Бурляев-Иешуа, играющий глазурь на куличе. Все меркнет. Это ад. Адский ад.
Что это было? Зачем это было?
А главное, зачем показали это фильм сейчас? Почему он не остался прекрасной московской легендой о том, что была хорошая экранизация, да по мистическим причинам сгинула.? Почему он так ужасно всплыл?
Неужели желание срубить немножечко бабла оказалось сильнее стыда, который должен вызвать один взгляд на эту пленку?
Или режиссер на самом деле считает, что снял что-то приемлемое? Наверное, так оно и есть.
О, я слышала про режиссерскую версию, которая и лучше и полнее экранной, злодейски пострадавшей при монтаже Так вот, не надо! Ничего из того, что было на экране, смотреть нельзя. Никому. Никогда. Во имя сохранности мозга. И иной монтаж здесь ничего не решит. Это позор, это слив. Это повод навсегда бросить снимать. Впрочем, о чем я мечтаю? Какое бросить?
Пределов падению нет и не будет.
Москва. 2011 год. Метро обклеено плакатами этого фильма. Стыд! Стыд! Ебаный стыд!
Но расстанусь я с вами на позитивной, хоть и бредовой ноте. Ибо Синдром Синей Будки не покидал меня.
И сидела рядом со мной воображаемая Мастер!девочка. Прелестная, как юный Симм. Она достала из кармана вязаную шапочку с вышитой буквой "М", надела ее и повернулась ко мне:
- А почему здесь буква "М"? - спросила я, собираясь услышать знакомый ответ.
Маленькая Маста посмотрела на меня и важно сказала:
- Где буква, там перёд.
РС. Если вам кажется, что я сгустила краски, идите на этот фильм, заплатите деньги за билет и получите собственное впечатление, только потом не жалуйтесь.
ППС. Самое мистическое место в Москве - кинотеатр "Художественный". Если вы по каким-то независящим от вас причинам (кончились билеты, перенесли сеанс) не можете туда попасть на какой-то фильм - и не пытайтесь. Это знак судьбы, что фильм - говно.
"Мастер и Маргарита" фильм
Во первых строках своего письма хочу спросить: дорогие Избранные, неужели никто-никто из вас не был на этом фильме?
Ну, на "Мастере и Маргарите" Кары, который, наконец, триумфально сняли с полки и пустили в широкий прокат?
А если были, почему не черкнули хотя бы строчку - хоть намек на то, что это такое, чтобы остальные не попали так ужасно? Или это заговор молчания, как в приключениях Гекльберри Финна с постановкой "Ромео и Джульетты", где одна половина города, которая сходила на спектакль, не рассказывала другой половине города, чтобы не чувствовать себя дураками?
О себе скажу так: я шла в кинотеатр с мыслью, что это тот самый фильм, о котором было столько московских слухов, с прекрасными актерами, со всякими мистическими совпадениями. А если по-честному, то с мыслью, что МиМ, конечно, экранизировать не надо, но это точно будет не хуже сериала. Ну что я могу сказать... Я гуманный человек, я расскажу, как все было.
- Что с нами, Марго? Мы мертвы, отравлены?
- Хуже, нас экранизировали.
Ну, на "Мастере и Маргарите" Кары, который, наконец, триумфально сняли с полки и пустили в широкий прокат?
А если были, почему не черкнули хотя бы строчку - хоть намек на то, что это такое, чтобы остальные не попали так ужасно? Или это заговор молчания, как в приключениях Гекльберри Финна с постановкой "Ромео и Джульетты", где одна половина города, которая сходила на спектакль, не рассказывала другой половине города, чтобы не чувствовать себя дураками?
О себе скажу так: я шла в кинотеатр с мыслью, что это тот самый фильм, о котором было столько московских слухов, с прекрасными актерами, со всякими мистическими совпадениями. А если по-честному, то с мыслью, что МиМ, конечно, экранизировать не надо, но это точно будет не хуже сериала. Ну что я могу сказать... Я гуманный человек, я расскажу, как все было.
- Что с нами, Марго? Мы мертвы, отравлены?
- Хуже, нас экранизировали.