Есть на свете страны и режимы, которые вызывают у меня неизменный восторг.
Понимаю, что восторг мой весьма дрянного качества. Для меня это нечто вроде аттракциона – этакий социально-политический аналог «в гостях у сказки», а людям там жить. Но ничего с собой поделать не могу. Некоторые имена и названия для меня повод нажать на ссылку или сделать погромче.
Это всецело относится к современной Туркмении и ее бессменному лидеру Сапармурату Ниязову, который уже более десяти лет правит бывшей советской республикой, да так, что вся земля дивится.
Хорош Сапармурат Ниязов. Хорош и славен. Бывший формовщик завода в Ленинграде, он сумел сделать политическую карьеру, поднявшись до поста первого секретаря ЦК Туркменской компартии. В июне 1992 подавляющим большинством голосов он был избран президентом Туркменистана. И зажила страна по-новому, по-ниязовски. Уже в 1993 году решением парламента Ниязов получил статус Туркменбаши - «отца всех туркмен». Еще через год единственная в стране Демократическая партия Туркменистана предложила продлить полномочия Ниязова на пять лет без проведения выборов. А в 1999-м Народный совет объявил Ниязова пожизненным президентом.
Так вот, это все присказка была, а дальше начинается самая настоящая сказка…
читать дальшеОтец народа.
День рождения Ниязова - государственный праздник. Портрет Туркменбаши украшает национальную валюту, а значок с его профилем носят все местные чиновники. Дети в детских садах и школах начинают утро с клятвы на верность Туркменбаши.
- Все улицы Ашхабада носят имя Сапармурата Ниязова или его родителей. А те, которые не поименованы, будут (по закону 2002 года) не называться, а нумероваться. Нумерация идет по истории современной Туркмении. Отсчет начинается с №1986 – первого года пребывания Сапармурата Ниязова на посту первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана. И так далее: №1987, №1988… (вспоминается даже не Оруэлл, а Воннегут)
- На центральной площади Ашхабада стоит позолоченная статуя Туркменбаши. По замыслу создателей она должна поворачиваться вслед за солнцем (эх, жаль не наоборот!).
- Туркменская Фемида изображается с лицом матери Ниязова – Курбан Солтан Эдже.
- Именем Туркменбаши названо более 1000 объектов по всей стране.
- В честь него переименован Каракумский канал.
- Изображение ахалтекинского коня Янардага, принадлежащего лично президенту Ниязову, занимает центральное место в гербе Туркменистана. По словам Ниязова, прежний изображенный на гербе конь был "недостаточно выразительным". Поэтому президент предложил увековечить жеребца из собственной конюшни.
Ладно бы дело ограничилось восхвалением себя, любимого. В конце концов, кто из властителей (особенно азиатских) - не грешил подобным образом. Но Ниязов на этом не остановился и взялся за страну всерьез. Вот только некоторые из его свершений:
Ниязов и социальная сфера.
Не секрет, что социальная сфера априори убыточна и лежит на госбюджете тяжким ярмом. Также не тайна, что на ней обычно экономят, стремясь – нет, не сделать ее доходной: это невозможно по определению, но хотя бы ограничить степень убыточности. Думаю, все помнят монетизацию льгот и прочие свершения родного правительства в этой области. Но до Туркменбаши им далеко.
Он просто отменил пенсии. Как? А вот как.
Ниязов посчитал, что старикам платят слишком много, поэтому с января 2006 года полностью отменил выплаты инвалидам, бывшим колхозникам и некоторым другим категориям граждан. Теперь право на государственную пенсию имеют только женщины, имеющие трудовой стаж в республике не менее 20 лет, и мужчины, проработавшие не менее 25 лет. Причем этот срок учитывает только реально отработанные дни: из него будут вычтены все выходные, праздники, больничные и даже декреты. Этот же документ также обязывает «удержать излишне выплаченные суммы», то есть старики обязаны вернуть государству выплаченные ранее им деньги.
Но это еще не все и далеко не все:
- Ниязов распустил Туркменскую Академию Наук. Как звучит должность главы АН? Президент. Непорядок. В Туркмении может быть только один президент. На свете может быть только один Ра. И вообще, «каждый гасконец с детства академик» (с)
- Ниязов упразднил балет. По словам Ниязова он чужд туркменскому национальному духу. Также ликвидирована опера, цирк и Национальный ансамбль народного танца.
- Ниязов ликвидировал библиотеки, ибо «деревенские жители все равно не умеют читать».
- Ниязов упразднил районные больницы, так как «весь квалифицированный медицинский персонал уже сейчас сосредоточен в Ашхабаде».
- Ниязов запретил золотые зубы, назвав их «пережитком прошлого».
Зато в Туркменистане теперь много праздников. По инициативе Ниязова на государственном уровне отмечается праздник лошади, праздник ковра, праздник чистой воды и праздник дыни.
А еще Туркменбаши учредил Министерство справедливости.
Интересно только, чем оно занимается?
Ниязов и литература
А еще Туркменбаши – писатель.
Он написал книгу «Рухнамэ» (в переводе - «Духовное послание»). В ней Ниязов описывает историю туркмен, начиная со времен Ноя, а о себе скромно пишет, что Аллах послал его на землю в качестве тринадцатого апостола, чтобы спасти несчастную Туркмению, а также лично продиктовал текст «Рухнамэ».
Сей креатив был признан парламентом священным. За «Рухнамэ» Туркменбаши удостоился звания Героя Туркмении с вручением медали «Алтын-Ай» («Золотой месяц»). Книгу обязан иметь дома каждый житель республики. Для ознакомления с «Рухнамэ» книгу зачитывают по радио и на специально отведенном для этой цели телеканале.
Ниязов и летоисчисление
А еще Туркменбаши предложил поменять названия месяцев дней и недели.
Инициативу приняли на ура.
Январь теперь носит гордое имя… "туркменбаши" (сюрприз, да?)
Февраль - "месяц знамени",
Март - "навруз" (мусульманский праздник),
Апрель - "курбан салтан эдже" (так зовут мать президента),
Май - "махтумкули" (известный туркменский поэт),
Июнь - "огуз" (имя мифического прародителя тюрков),
Июль - "гаркут-аты" (герой туркменского эпоса),
Август - "альп арслан" (туркменский полководец),
Сентябрь - "рухнамэ" (книга Туркменбаши),
Октябрь - "месяц независимости",
Ноябрь - "солжар" (исторический деятель Туркмении),
Декабрь - "месяц нейтралитета".
Что же касается дней недели, то прежние понедельники-вторники президента-новатора не устраивали, поэтому теперь в Туркмении сначала идет "главный день" (понедельник), затем - "молодой" (вторник), "подходящий" (среда), "благословенный" (четверг), "пятница" (пятница), "день духовности" (суббота) и "день отдыха" (воскресенье).
Но и на этом Туркменбаши не остановился и перекроил саму человеческую жизнь на свой манер:
Теперь до 13 лет человек пребывает в детстве,
13-25 - подросток,
25-37 - период юности.
37-49 - период молодости - "по туркменским меркам - возраст, когда человек добивается успехов и в личной жизни и в труде».
49- период мудрости. В это время молодые спрашивают у человека совета и берут с него пример.
61-73 - период стойкости или стабильности.
73 -85 - преддверие старости.
И только с 85 человек становится стариком: у него наступает "время правнуков".
В 2002 году Сапармурату Ниязову исполнилось 62 года и он перешел из периода "мудрости" в период "стойкости". До старости ему такими темпами еще далеко.
Ниязов и экология.
А еще Ниязов решил взяться за экологию родного края.
Для этого в пустыне Каракумы построят искусственное озеро и зоопарк, куда переселят пингвинов. По мнению Туркменбаши именно в Каракумах пингвинов можно будет сохранить как вид, так как Антарктиде «им угрожает вымирание от голода в результате глобального потепления». (Для справки: средняя температура в Каракумах + 40 по Цельсию).
Другая ниязовская инициатива – «лес тысячелетия», который Туркменбаши хочет насадить в окрестностях Ашхабада. Надо сказать, что у Туркменбаши уже есть некоторый опыт в озеленении пустыни. Несколько лет назад президент потребовал высадить т.н. «Тропу здоровья». По его приказу вдоль шоссе имени Сапармурата Ниязова (вплоть до границы с Ираном) были высажены елки. Но в туркменском климате елки по-подлому сохли и в скором времени «тропа» облысела. Но президент не опускает руки, поэтому лесу быть.
У Туркменистана четвертые в мире по величине запасы природного газа, так что на елки и на пингвинов денег хватит.