О чем бы ни писал РТД, он пишет о боге. О чем бы ни снимал РТД, он снимает о боге. А еще о людях. И о том пиздеце, который эти люди устраивают. С богом и без бога. Обретя бога, лишившись бога, никогда не думая о боге.
Что это было "День чудес" - антитеза "Детям Земли".
В "Детях" были люди и зло. Причем, зло прописное - "приносите мне ваших деточек - я их за ужином скушаю"(с). И то, как люди ведут себя с этим злом - под ним и вокруг него.
А здесь - люди и добро. Как они его получили, как они с ним обошлись, чего они от него хотели.
Итак, есть добро - безличное, теплое дыхание, которое немножечко согревает землю. Не имеющее собственных планов, не апеллирующее к разуму и религиозному чувству, нейтральное. Каменная расщелина через всю землю (спасибо, Рассел, первый раз на моей памяти бог НАСТОЛЬКО не фалличен ) - без разумения, планов, диктата и целей. Не полыхающее в кусте, не приглашающее праведника забраться на гору, чтобы там надиктовать ему правила. Просто дыхание жизни - то дыхание, которое каждый чувствует в себе. Скрытый регулятор для поддержания мирового равновесия. Благословение.
И вот этот регулятор попадает к людям.
Жил был мальчик-гей из дикой итальянской глубинки - он встретился с чудом, даже не самым великим, но оно было для него слишком чудесным, он испугался его, предал и убил. Это обычный сценарий для обращения людей с чудом.
Второе чудо - побольше - само Благословение. Нейтральное и невинное. Сама жизнь. Что сделали с ним?
Десять серий - в деталях и красках - нам показывали, что с ним сделали.
- деление людей на сорта
- лагеря смерти
- сжигание заживо
- чужая абсолютная власть над твоей жизнью, потому что право на смерть по факту отнято
И все это сделали одни люди с другими людьми.
Рассел опять говорит о человеческой природе.
Люди, гонимые страхом, ужасны, люди, пекущиеся только о своей выгоде - омерзительны, "обычные люди", закрывающие глаза на то, что творят их руками - тошнотворны. Но люди, стремящиеся к новому Порядку и новому Добру, - такой пиздец, что все предыдущие категории бледнеют и меркнут.
С 456 было легче. Явился злой бог, Тараканище. Чуждая тварь, которая сильнее и больше. И покорилися звери усатому, чтоб ему провалиться, проклятому. То, что происходило вокруг Тараканища, тоже не не делало чести людям, но они хотя бы не были инициаторами.
А тут не появилось ничего нового. Никакого явившегося с ультиматумом зла, никакого оправдания. Люди сами расстарались. И не какие-нибудь злодеи, нет. А просто три человека, оказавшиеся в нужном месте в нужное время.
При этом РТД вовсе не мизантроп.
Будь он мизантроп, не о чем было бы разговаривать.
Но нет. Люди могут быть добрыми, смелыми, способными на подвиг и на сострадание, они могут быть такими прекрасными. И вся эта земля, это небо, эти далекие звезды, весь огромный невообразимо прекрасный мир - все для них. По отдельности каждый человек, несмотря на свою маленькую жизнь, может быть так хорош, так волшебен, так божественно велик (именно за это их любит Доктор). Ну почему же вместе, как только появляется возможность, люди превращаются в злобных жадных муравьев на куске сахара? Почему они делают с миром ЭТО?
Зло активничает, добро просто есть. Оно в страдательном залоге, оно пассивно, потому что если оно начинает активничать и решать для всеобщего блага, никто не отличит его от зла - такая гнусность из этого выйдет.
Если бог не тот, кто бьет по голове жезлом железным и требует десятину от всего, начиная с детей, то с этим богом будет также. Его будут мучить, использовать, убивать. И его силой мостить дорогу в ад. И это сделают люди.
Но и спасут мир тоже люди, соберутся, решатся, придумают, пожертвуют собой, чтобы потом винить себя и оплакивать погибших, и надеяться, что все это было не напрасно. Мы сами себе развлечение.
Именно это не дает РТД покоя.
Как это былоМаленькая, но ключевая новость, хотя это и не новость вовсе: РТД не фантаст.
Если брать жанр со своими законами, условиями, правилами, границами, тут к Расселу начинается вал вопросов и претензий. Но РТД не фантаст. Он альтернативный реалист. Мне нравится это определение. Берется что-то невообразимое - и люди, обычные, как они есть. Так вот, центром интереса становится не это невообразимое, а то, что происходит с людьми и между людьми. Человеческое общество, человеческая природа. Бог, любовь, жизнь и смерть.
Об остальном ему говорить не интересно. Иногда даже видно, насколько.
Торчвуд: Рассел и Бог
О чем бы ни писал РТД, он пишет о боге. О чем бы ни снимал РТД, он снимает о боге. А еще о людях. И о том пиздеце, который эти люди устраивают. С богом и без бога. Обретя бога, лишившись бога, никогда не думая о боге.
Что это было
Как это было
Что это было
Как это было