К каждой эре "Доктора Кто" можно найти эпиграфы - как внешние, так и внутренние.
Для Первого это будут (из внутренних) :
- Все будет хорошо. Как всегда (с. Доктор)
- Барбара, забудь, какой это бред, и сконцентрируйся (Йен Честертон)
И внешний:
- Сколько тебе лет? - Скоро восемь, пока четыре. (Чуковский "От двух до пяти")
Думаю, в процессе чтения мой выбор эпиграфов станет более ясным.
У каждой сказки есть начало.
Можно начать так: 23 ноября 1963 года на канале ВВС вышел научно-фантастический сериал про путешественника во времени.
А можно вот как – в один из дней ноября 1963 года два школьных учителя Барбара Райт и Йен Честертон пошли за своей необычной ученицей, как Алиса за белым кроликом, и провалились в волшебный мир. Получив все время, все пространство, опасности, приключения, а в конечном итоге и самих себя – гораздо лучше прежних. И все это в старой полицейской будке. Так и началась история. История Доктора Кто.
многоПервый не был моим первым Доктором, он даже не был моим первым Доктором олдскула (я начала с Четвертого и Пятого). И смотреть его я стала (господи, я так всегда начинаю свои посты об олдскуле) исключительно из образовательных соображений. Против было то, что он черно-белый, что много реконструкций и смытых серий (подумать только, какая фигня меня останавливала), так что я решила: посмотрю на него - просто чтобы знать. А реконструкции не буду смотреть вообще. И уже заранее для себя решила, что это будет скучно, затянуто, слишком по-детски, не мой формат. Вы уже поняли, как я ошиблась?
Самое первое впечатление: этот Доктор будто и не Доктор вовсе.
Он старый. Он вредный. Он совершенно не горит желанием кого-то спасать. Разве это Доктор?
О, да!
Когда проходит первое удивление, когда привыкаешь к профессорской шапочке, трости и прочему старческому антуражу, ты приглядываешься к нему. И кого же ты видишь? Кого-то старого и мудрого? Ой ли.
У Первого живой озорной взгляд. Он врун и фантазер, хвастун, самозванец и хитрюга.
Он так хвалится своим возрастом, что становится ясно – на самом деле он не старик.
Узнали? Вас не обманул его камуфляж?
Он мальчишка.
Из тех волшебных мальчиков, которые встречают нас в сказках. Буратино, Нильс, Незнайка. Незнайка – вот самое подходящее для него.
Представьте себе, что третьеклассник вдруг получил возможность выглядеть как взрослый дядечка. Как бы он себя вел? Что бы о себе говорил?
Самый великий человек своей расы! Самый крупный ученый! Настоящий гений. А еще ты кто, душа моя? Лучший спасатель на водах? Самый сильный в своем дворе?
Даже очень расположенные к нему спутники быстро замечают, что он изрядный враль.
Он младший школьник, герой «Ералаша», он Васечкин в благородных сединах.
Он безответственный. Он мелкий самолюбивый эгоист. Хитрый и смешной, капризный и благородный, самовлюбленный и обидчивый, любопытный и вздорный. О добре у него представления самые смутные. Он еще не добрый – он не видел зла. Он сжег Рим (подарил Нерону идею сжечь Рим) – и ужасно счастлив, что это его рук дело, что он
Ну сколько ему лет после этого? Ни один из Докторов после так не отреагировал бы: они уже успели повлипать. Первый живет с ощущением, что ничего по-настоящему плохого с ним случиться не может. У него еще все-все впереди.
Он выходит на дорогу приключений и тащит с собой как игрушки своих случайных спутников. Из-за беспредельного любопытства и безответственности втравливает их в неприятности, врет им, хочет бросить (он хотел бросить Барбару, умницу Барбару среди далеков!). Он не привык решать проблемы.
Это потом он станет и понимающим и добрым и сострадательным, это потом он будет вмешиваться и спасать других, рискуя собственной жизнью (справедливости ради заметим, оставаясь тем еще кидалтом). Пока же это мальчишка, который счастлив, что сбежал из дома и ни перед кем не отвечает.
И это наш Доктор?
Да. Он самый. Но ювенильный, только-только проросли два его первых листочка. Все его прекрасные качества уже есть, они в нем, они ждут своего часа. И они проявится, дай срок.
Как же Доктор станет Доктором?
Его научат спутники. Его прекрасные умные добрые самоотверженные спутники. Они просто будут рядом и, глядя на них, он сам станет сильным, добрым и благородным. Он узнает, кто он. Это от людей он научится быть собой. Он так хочет выглядеть лучше в их глазах, в глазах людей, которые поверили в него, что и становится лучше. На самом деле. Точно также потом люди рядом с самим Доктором будут проявлять себя. Самые обычные люди окажутся самыми замечательными.
Доктора усыновила лучшая сторона человеческой природы. Недаром Седьмой, когда его спрашивают, во что же верит он, повторяет как символ веры имена своих прекрасных спутников.
Доктор шел, меняясь и учась.
В начале пути он чуть не сбежал, бросив Барбару на Скаро. Потом он будет защищать своих. А потом вмешиваться – уже просто потому, что кому-то надо помочь, и он оказался рядом. И все это – в течение одной эры.
Но возвращаясь к "Далекам". В этой серии есть нечто, от чего сжимается сердце: вот далеки, которые не знают, кто такой Доктор, вот Доктор, который не знает, кто такие далеки. Я смотрела и не верила глазам. Доктор и далеки видят друг друга в первый раз. Вот оно, начало конца. И пошел качаться великий маятник. От встречи к встрече. От Доктора к Доктору. От крикливых жестянок на Скаро (каких только курьезов не встретишь во вселенной) до Великой Временной войны и уничтожения Галлифрея
Доктор с лукавым птичьим видом выглядывает из далекской брони.
Ку-ку, мой мальчик.
О, вы еще успеете встретиться и в эту эру. Далеки много сделают для Первого Доктора.
Они причастны к его взрослению, в чем-то они тоже его мистические учителя. Спутники учили его добру и человечности. Далеки покажут ему, что такое зло и смерть.
Лирическое отступление и минута поклонения Терри Нейшну.
Терри Нейшн велик. Он изваян в камне и отлит в бронзе. Он дал миру далеков, он подарил ему светлую и радостную как облака над Хиросимой атмосферу Семерки Блейка. Его профиль вырезан в моей личной горе Рашмор.
Когда я смотрела серию про завоеванную Землю, там были механизированные, изуродованные далеками люди. Один человек пошел вместе с Доктором потому, что искал своего брата. Я подумала, что если бы эту серию писал РТД, его брат оказался бы среди механизированных. Бац - так и получилось! Голодные люди предали других людей, сдали их далекам за еду. Не потому, что плохие, а потому, что кругом голод. Это было в Докторе уже тогда. Терри Нейшн вызывает у меня священный трепет.
Качается маятник. Качается и не перестанет.
Плакат «Запрещено сбрасывать трупы в реку» в The Dalek Invasion of Earth - и завоеванная Земля.
Потом охота далеков в The Chase и отчаянный бег по временам.
И, наконец, великий и ужасный The Dalek's Master Plan. Он на самом деле ужасен. Он огромен. Он глобален. Он чуть не закончился вселенской катастрофой. Это мясорубка. Смерть спутников, попутчиков.Умерла та, за кого Доктор взял ответственность. Та, что сказала Доктору «с тобой мне ничего не страшно». Катарина, дочь звезд. Она пожертвовала собой ради него. Доктор увидел что-то непоправимое. Смерть на самом деле. Потом у него еще случатся веселые и легкомысленные приключения, но Доктор уже не будет прежним.
Сам того не заметив, он сменит свой статус праздного туриста на что-то другое, помимо праздного туриста. На что? Наверное, на статус Доктора.
Очень показательна в этом отношении серия Дикари (я вообще люблю и очень часто вспоминаю ее – она прекрасно иллюстрирует концепцию золотого миллиарда). До The Dalek's Master Plan Доктор бы не вмешался. Теперь он уже не может пройти мимо. Его прекрасно принимают на этой планете, никто и не думал угрожать ни ему, ни его спутникам. Но он видит то, с чем он не может смириться. Он помогает потому, что может помочь.
Разрозненное
- Есть один момент – он бесконечно дорог моему сердцу. Когда в одной из серий Доктор и спутники смотрят в Тардис выступление Битлз. Две легенды встретились. Сейчас это делали бы намеренно – легко предугадывать будущее, когда ты в нем живешь. А там получилось по-настоящему легендарно и совершенно по-докторски.
- Отдельно о внешнем виде. Как Первый Доктор похож на Десятого! Не только внешне (хотя и внешне очень), но и повадками, ужимками! Этим птичьим поворотом головы, мимикой, жестами. Я смотрела и думала – я вижу Десятого в молодости! Только в нашем каноне такое может быть правдой!
читать дальше
- Памятка маленькому ху-фанату: в Докторе однажды – в Докторе еще как минимум однажды (а то и дважды, трижды). Отдельное удовольствие при просмотре вглядываться и думать, где ты еще в Докторе видел это лицо?
В The Dalek's Master Plan появляется в первый раз Николас Кортни – еще без усов и еще не Бригадир.
Регенерация
У любого поворота сюжета - тем более такого, как смена главного актера - есть продюсерские, финансовые, актерские и прочие внешние причины, но «Доктор Кто» – не просто шоу, он пишет сам себя. Внутри он логичен. И для меня важнее причина внутренняя.
Доктор очень изменился. Он так сильно изменился внутреннее, что потребовалось внешнее изменение, полная перезагрузка, первая регенерация. Он заснул – и проснулся уже Вторым. Для новых путешествий и новых приключений.
О спутниках О спутниках
Йен и Барбара
О них мне сложно говорить внятно. Вопль «какие же они классные!», наверное, не считается нормальным отзывом? Да? А вот все равно: какие же они классные! На них хочется смотреть. Постить капсы и фразы. Любоваться, как блистательна и непреклонна Барбара в роли ацтекской богини. Хихикать, глядя, как Йен, лежа на шезлонге в Тардис, читает фантастику и говорит, что там мало реализма!
Радоваться тому, как Йен и Барбара счастливы, что вернулись. Как они бегают по улицам и шарахаются от случайных полицейских будок! Боже, тогда на улице можно было увидеть случайную полицейскую будку!
Йен Честертон. Жил да был учитель средней школы. Знаете, бывают такие – в вязаных кофтах. Казалось бы, чего от него ждать? Так вот: это один из самых привлекательных мужских образов, которые я встречала. Без мачизма, без эффектных жестов, спокойный, сильный, ироничный. Как он в конце путешествия выходит из машины далеков! Он сначала плечом загораживает Бабрару и спокойно, цепко, внимательно все оглядывает. Как он возмужал! Как ему это идет! Как я гордилась им, когда его посвятил в рыцари Ричард Львиное Сердце! Йен Честертон, рыцарь Яффы!
Барбара Райт. Она сильная. Она умница. Она открывает галерею прекрасных сильных женских персонажей в «Докторе Кто». Я сейчас имею в виду не только спутниц, но и женщин, которые просто появляются в сериях (Петра Уильямс, я смотрю на тебя и жду момента, когда буду писать про Третьего и «Инферно») .
Они оба нашли себя в той поездке. Она проявила лучшее в них, а они – лучшее в Докторе.
Вот они. Благодаря РТД мой ОТП теперь канон. Я люблю их.
Стивен Тайлер
Мне сложно было к нему привыкнуть. У меня была к нему одна, но очень важная претензия: он не Йен. Он шумный, неловкий, все ломает. Но потом я к нему прониклась. Стивен преданный и искренний. Он раздолбай, подаривший Доктору (чую, верю, в Докторе это от него) великое умение, почти дар – портить любую технику, которая окажется рядом. В стиле «один сломал, другой – потерял». Вдумайтесь, Стивен сломал деструктор времени! Сломал! Деструктор! Неразрушимую далекскую вундервафлю! Просто споткнувшись об него! Причем деструктор сначала стал работать в другую сторону, а потом окончательно перегорел.
С тех пор Доктор, оказавшийся рядом со сложной вражеской техникой, означает только одно – капец сложной вражеской технике. Дао моли в компьютере.
Вики
Отважный котенок. Сьюзан была пискучим котенком – знаете, бывают такие котята – возьмешь на руки, а она пищит, будто ты ей хочешь откусить голову, так что приходит кошка-мать и говорит «мя-мя?». А бывают котята отважные – не успеешь его взять, он тебя уже всю обнюхает, облазает, попытается забраться в пододеяльник или какую-нибудь такую же безвыходную ситуацию, залезет на полку, что-нибудь уронит – и все это сосредоточенно и позитивно. Вики именно такой котенок. Вот она, ровесница Доктора. По психологическому возрасту. Доктор, Йен, Барбара и Вики – моя команда мечты эпохи Первого.
Сьюзен (совсем кратко и имхо)
читать дальше Я не верю, что она родная внучка Доктора.
Единственное объяснение, которое представляется мне правдоподобным, что Сьюзен называет его так потому, что он выглядит как старик. Он таскает ее с собой как котенка-подобрашку, потом также легко (в дальнейшем у него этой легкости уже не будет) отдает ее в другие подвернувшиеся добрые руки. Так поступают с ребенком, которого ждут родители (твои дети) и которого ты, предположим, взял покататься (или у которого ты, не дай бог, единственный оставшийся родственник)? Так поступают с тайм-леди?
Спорить на эту тему я не буду, но сама не-ве-рю!
У Доктора в эру Первого были и другие спутники, но я хотела написать об этих. И убедилась окончательно: о спутниках я писать не умею.
У меня в голове цельная картинка, а на выходе получается что-то сумбурное и невнятное.
О любимых сериях.
Я хотела написать о них и, может быть, потом все-таки напишу, но о скольких сериях я так смогу написать? О трех, о четырех максимум. А это несправедливо. Когда выбираешь любимые, возникает ложное внешнее ощущение, что другие серии ты вроде и не любишь. Это не так. Серии очень разные. Как можно сравнивать, к примеру, упоительную и шипперскую (Йен и Барбара!) серию про Нерона и сюрного Небесного Игрушечника, смешнейшую Gunfighters и великую The Dalek Invasion of Earth, Ключи Маринуса и Дикарей, Crusade и Web Planet.
Нет, нет. Поняла. Про Веб Планет я все-таки напишу.
The Web Planet The Web Planet
Насколько мне известно, это далеко не самая популярная серия. Меж тем она одна из моих самых любимых в Докторе. В чем-то эта серия для меня – квинтэссенция Доктора вообще. Когда я хочу кому-то сказать, что такое "Доктор Кто", мне приходит в голову именно она. В предисловии к "Маленькому принцу" Экзюпери пишет, как рисовал "слона в удаве" и спрашивал своих взрослых знакомых, что это?
Так и здесь. Если вы увидите эту серию, что вы подумаете об этом шоу?
Web Planet это "слон в удаве" в Докторе Кто.
Можно было бы сказать, что эту серию можно показывать только подготовленному зрителю, но я не знаю, какого рода должна быть подготовка. Это к насилию можно подготовить, к серьезу можно подготовить, а к такому подготовить нельзя.
смотреть?
Как готовить? Что говорить?
"Не смейтесь, когда вы их увидите?" - Как же "не смейтесь", когда они смешные.
"Это не такая фигня, как вам поначалу покажется?" - Да нет, именно такая.
"Здесь содержится важная мысль?" - Так можно сказать о многом, а ведь это и близко не будет похоже на Веб Планет. На свете вообще мало что похоже не Веб Планет.
По величине наива это что-то вроде «Полета на Луну» Мельеса. То есть ничто не отвлекает вас от факта, что вы смотрите бредятину.
Это даже не картон и пенопласт, это утренник в детском саду. Ведущих эмоций при просмотре две: «Боже, ЧТО я смотрю?» и «Господи, это прекрасно!»
Абсурд всегда был важной составляющей «Доктора Кто», но здесь это шаг на новый уровень. Это Доктор, сведенный к чистой форме, идея. Это голый завтрак Доктора, это голый «Доктор Кто».
Актеры ВВС в мохнатых штанах и шапочках с рожками разыгрывают настоящую драму. Драму целого народа. А вокруг них ползают пластиковые креветки и толстозадые пластмассовые муравьи. Ну вот как это может быть вместе? А оно вместе.
Мне кажется, настоящие драмы нужно снимать именно так – потому что именно так они ближе всего к жизни. Чтобы не обманываться ни латами, ни тогами, ни громкими именами. По большому счету все мы по жизни в мохнатых штанах и рогатых шапочках. Жизнь полна смешных нелепостей – что не делает драму менее драматичной, а героизм менее геройским.
Врестин расправляет свои прекрасные крылья
- Пусть поднимаются. Мой народ не будет жить под землей.
А козявочки, которые когда-то были бабочками, а потом утратили крылья, выродились и стали кем-то вроде мокриц, отвыкшие от солнца, привыкшие к подземному страху и плену, спрашивают ее:
- Вы, великие, будете ли вы милосердны к нам, ползающим во мраке?
Изобразительное искусство в начале века стряхивало с себя как лишнее, условное, ткани, драпировки, тела, иллюзию пространства, чтобы прийти к чистому настоящему цвету, форме, линии. Чтобы не изображать, а быть. Так и тут. Здесь никто ничего не изображает – здесь живут. Без боязни показаться смешными, без боязни быть искренними. От этого ощущение огромной свободы – еще один из источников радости в Докторе. Обман обязан быть искусным, подобие жизни должно быть максимально полным, а вот жизнь может быть какой угодно. Любые совпадения, в которые никто никогда не поверил бы в художественном произведении, любая банальность и глупость, любой бред и абсурд, чудовищные несчастья, волшебные спасения, оперный пафос, мелодрама и рояли в кустах. Все, что искусство, оставаясь искусством, не может себе позволить.
Это может позволить себе только жизнь. И Доктор Кто.
Пусть высокий пафос этих строк не введет вас в заблуждение: это очень смешно и невыразимо нелепо.
вот так
Это может сделать вас счастливым – странным стыдным (потому что очень личным) счастьем, с ощущением, что ты ни с кем - ни с кем не сможешь этим поделиться. Как можно этим поделиться? С кем? Да и зачем?
Я не советую олдскул другим. Я не хочу, чтобы его посмотрели все.
Я его просто люблю.