Внезапно подсела на корейские (и вообще азиатские) исторические дорамы.
Вот всегда так со мной. Одна серия, другая - и вот ты уже не можешь уснуть, пока перед тобой кто-нибудь пару серий в ханбоке не побегает. От чего-то такого же отечественного производства я бы плевалась и морщилась, а эти смотрю за милую душу. Не то из-за другого языка, не то из-за другой культуры, не то потому, что по качеству корейские сериалы бьют наши, как хотят, и это печальный факт.
Ниже о том, что я уже посмотрела. Как обычно не рекомендую, а обозреваю, но вдруг кому-то пригодится )))
Но сначала предупреждение
Прежде чем начать смотреть корейскую историческую дораму, помните, что:
- если вы цените историческую достоверность, цените ее в другом месте. Корейская историческая дорама выше, больше и мимо этого. Это бойкая (или как повезет) костюмированная сказка, которая, как компот из кока-колы с овощами, может одновременно сочетать в себе отличную сценарную работу, продуманную интригу, чушь, наив, штампы, осовременивание поступков и реакций (иногда в атомных масштабах), вотэтоповороты, ласковое пренебрежение законами физики и медицины, хорошую актерскую игру, плохую актерскую игру - и все это будет перемешано так, что одно нельзя будет отделить от другого. Это особенность жанра.
- если вам не нравится кросспол, то корейская историческая дорама научит вас терпению. Юная дева будет бегать в мужской одежде, и все ее будут упорно принимать за парня, хотя чтобы так ошибаться, надо быть слепоглухонемым. Смиритесь с этим. Просто смиритесь.
- первые серии три придется потерпеть детство главных героев с убиением папоцки и мамоцки и размазыванием слез по румяным детским щекам. Добрый чувствующий человек в этот момент начинает сопереживать персонажам, остальные тихо бесятся и ждут основного действия. Дальше вас либо втянет, либо вы начнете смотреть что-то другое.
- в любом сериале будет комическая пара для дивертисмента. И она будет раздражать, иногда очень сильно.
- самая страшная болезнь в сериале – кровь на платке. Она же мой любимый штамп. Рубанули мечом – не проблема, истыкали стрелами – плевать, копьем в грудь – ха, напугали! Получив рану, мистер или мисс открытый пневмоторакс может биться на мечах, переплывать Амнок, спасать любимую (любимого, важного свидетеля, короля), прятать документы, писать кровью послания на девять томов, падать с огромного водопада (от этого в корейских сериалах еще никто не умирал, вообще, хочешь жить долго и счастливо – упади с водопада). Ничего. Полежит пару дней, приложит к ране травку, воткнет иголку в секретную точку и будет лучше прежнего. Даже у отравленного есть шанс встать. Но если герой покашлял и увидел кровь на платке - все, привет.
- вы посмотрите дораму, наверное, про каждого корейского принца и короля. Про некоторых – по нескольку раз. И начнете разбираться в партиях, фракциях и королях, даже если до этого ничего не знали о истории Кореи. А еще вы захотите корейской еды, а еще ханбок. И, разумеется, в Корею.
Иными словами, вы можете на это подсесть
А теперь к сериалам (варнинг: под катом простыня, пристрастность и субъектив)
Великая королева Сондок
Наглядный пример того, что можно брать казалось бы полный болливуд с разлученными младенцами, одинаковыми родинками, девушкой, переодетой в юношу, и прочим набором деревянных штампов, но применять их так, что на выходе получается живо и небанально.
Как? Почему? А потому что сценаристы хорошие.
Давным-давно в некотором царстве (конкретно – в древней Силле) у короля родилось две дочери. Одну оставили во дворце, а другую по сложными мистико-политическим причинам отослали куда подальше. Как вы понимаете, девочка вернулась и вступила в борьбу за трон, но не сестрой, а с умной и коварной политической деятельницей (не знаю, как одним словом охарактеризовать тебя, сэджу Мисиль), которая к этому времени полностью подмяла под себя власть в стране.
Хороший антагонист – половина успеха фильма, факт известный. А тут антагонист был не просто хорош, я нашла свой Грааль – лучшую антагонистку всех времен и народов. Госпожа Мисиль, ты прекрасна и богоподобна, все остальные рядом с тобой дешевые подделки. Ты подлинное украшение этой истории, полярная звезда умного не вздорного властолюбия, не наступившая практически ни на одни клишированные злодейские грабли, стратег, тактик, патриот и, наконец, просто красавица.
Особенно хорошо было в середине сериала, когда девочки окончательно встретились и начались их политические пляски с изящными выпадами и наебами:
- Я тебе зерновую спекуляцию
- А я тебе проблемы с налогами
- Я тебе раскол в рядах дворян
- А я тебе проблемы с государственным советом
- А я тебе тоже проблемы с государственным советом и еще один сюрприз, который ты распакуешь позже.
И глазами так «утютю». И глазами так «аняня».
Этот политический покер, имхо, лучшее в сериале. Иногда при просмотре фильма хочешь для героев слэш, иногда гет, а тут в душе моей алым цветком распускалась спортивная ау, где сэджу Мисиль - тренер, а Токман – ее ученица. Потому что каждый раз, когда Мисиль рыла Токман яму, она потом с почти родительской гордостью наблюдала, как Токман из этой ямы выбирается. Их взаимодействие бесценно: взаимное уважение, вражда и «учись, малыш, учись» в одном флаконе.
Романтической линией сериал, слава богу, по большей части пренебрегает и это к лучшему, потому что обычно романтическая линия в корейских дорамах вызывает у меня тотальное «не верю». Это сказка про власть.
«Дон И» и «Чан Ок Чон, история любви» (Наложница)
Жил да был, жил да был, жил да был король Сукчон,
Правил он как мог страною и людьми.
Был талантливый король, реформировал Чосон,
Впрочем, песня не о нем, а о любви.
А при дворе жила наложница Ок Чон,
Румяней всех, прекрасней и белей,
А также всех умней, мечтала сесть на трон,
Решил король, что женится на ней.
Обрушить на страну дворцовую войну,
Лишить своих постов министров из Норон,
И в ссылку отослать законную жену -
Все можно, если ты, если ты Ок Чон!
(Жениться, разлюбить, а после и казнить -
Все можно, если ты, если ты Сукчон!)
Одна эпоха, один король и две его дамы. И два сериала с разной точкой сборки. Их и буду сравнивать, потому что почему бы мне их не сравнить.
Еще раз: тему об историчности сериала (любого, но корейского в особенности) можно опустить, не поднимая. Это всегда фантазия на заданную тему, фрагментарно опирающаяся на исторические факты, вопрос лишь в том, чья фантазия получится интереснее. Последовательнее, логичнее, с более убедительным развитием характеров и т.д.. Так что мы сравниваем истории – и сравнение, имхо, не в пользу Наложницы.
И дело даже не в рамках фантастического допущения, которые существует даже для корейской исторический дорамы (и которые «Наложница», имхо, местами перегибает). Мы уже договорились, что за исторической достоверностью не сюда. Куда больше мне мешало другое. Например, априорная несчастность Ок Чон, которая в «Наложнице» ну просто одноногая собачка и вечная жертва обстоятельств. Мне это напомнило фильмы Мидзогути, который делал несчастных женщин из всего, что попадалось под руку, включая Ян Гуйфэй (которая пусть и получила в итоге в Мавэе шнурок на белую шею, но мм… эээ… как бы помягче выразиться, бывали на свете женщины и понесчастнее ее). Мне хотелось чего-то более последовательного, чем романтический салат, где хорошая несчастная героиня страдала-страдала-совершила пару неблаговидных поступков-страдала и умерла.
Нет, понятно, что и у Ок Чон были в жизни скверные моменты (одна высылка из дворца чего стоила). Понятно, что попав в гарем, ты либо идешь ко дну, либо выплываешь наверх со стальными челюстями и атрофированной моралью. И путь этот в любом случае тягостен и непрост, так что драматически выгодно представить героиню сначала невинным цветочком, чтобы потом через испытания провести ее к трону – уже без иллюзий и по локоть в чужой крови. Но тем ценнее и интереснее события этого пути, как и почему меняется персонаж. И именно здесь один сериал проигрывает другому. В «Наложнице» в истории Чан Хибин мне не хватало собственно… Чан Хибин. Она была умной женщиной, политиком, игроком, где все это?
Да, мы сравниваем две сказки. Но в «Дон И» история той же Ок Чон была стройнее и с более верибельным превращением героини-антагонистки в канонический властолюбивый пиздец. И сам конфликт двух женщин в «Наложнице» был решен как страдающая любящая героиня (Ок Чон) против холодной корыстной мрази (Дон И, следующая симпатия короля). А в «Дон И» - одна умная достойная героиня (Дон И) против другой умной достойной героини, не столь разборчивой в средствах (Ок Чон). Мне интереснее второй вариант.
Впрочем, для корейской культуры госпожа Чан Хибин фигура знаковая, о ней снимали и снимать будут, так что эти два сериала явно не последние. При этом «Наложница» сериал не скучный, смотрится влет (это просто я придираюсь). Но я выбираю "Дон И".
Флегматично, в сторону: а победи тогда партия Намин, историография была бы другой. И смотрели б мы дорамы про злодейскую королеву Инхён и Чан Ок Чон как первую королеву из народа.
Исполнительница роли Ок Чон в «Дон И» просто охрененно красива. Тот неловкий момент, когда злодейка краше главной героини.
Королевский дворец: тайна заговора
А не убить ли нам короля?
Ощущение, что создатели сериала посмотрели на потенциального зрителя и сказали: «надоели розовые сопли? Захотелось чего-то чуть более приближенного к правде жизни? Так получайте!»
Восемь крепко сбитых мрачных серий и такая кровавая роса в финале, что Мартин отдыхает. Только массовая резня спасет родину.
Ветеринар
Наивняк про медицину начала семнадцатого века. Местами – ну очень наивняк.
Добрая антиисторичная сюсюка.
Чечжунвон
Про медицину конца 19 века и основание в Чосон первой больницы западного типа.
Примерно то же, что и «Ветеринар», только другая эпоха. Плюс больше патриотизма и ненависти к японцам.
Три мушкетера
Прелесть!
Вообще, при экранизации трех мушкетеров принято не стесняться (достаточно посмотреть… да любой фильм на тему). Этому сюжету не помеха ни стимпанк, ни дирижабли, лишь бы был соблюден набор из правильных компонентов: юноша из глубинки приезжает в большой город и тут же ввязывается в события, одни дворяне против других дворян, высокопоставленный враг, красавица-злодейка, история с подвесками, один за всех и все за одного.
Вот и здесь создатели не стали дословно пересказывать книгу, а локализовали ее, заново создав на корейской почве по фанфикерскому принципу «что было бы, если бы все происходило у нас в Чосон…». На выходе получилось упоительное отвязное ололо, сплясавшее на всем – от собственно мушкетеров до корейских исторических дорам как жанра. Разудалый гон – и, да, это три мушкетера с одним за всех и все за одного. Д Артаньян (здесь его зовут Пак Даль Хян) приезжает в столицу сдавать экзамены на военный чин и все заверте...
Просто послушайте саундтрек и вам станет ясно
Cкачать Kim Yong Jin 칼 бесплатно на pleer.com
Дерево с глубокими корнями
Неплохая детективно-политическая драма. В стране происходит серия убийств чиновников. Эти на первый взгляд не связанные преступления на самом деле часть заговора против подготовки крупной реформы, которая навсегда изменит Чосон.
Хван Чжин И
Про знаменитую поэтессу и куртизанку времен Чосон. Несколько движений рукой (два) и (дзыыыынь!) звуки каягыма.
Путь таланта. Что порадовало – в отличие от святых и долготерпеливых главных женских персонажей других дорам, героиня здесь то еще зелье. Любимым я этот сериал не назову, но смотрелся нормально.
Великий провидец
Про Ли Сон Ге и основание династии Чосон. В роли сериального макгафина выступал «джа ми вон» - место силы, которое надо найти, чтобы там заложить новое царство.
Даже не знаю, что сказать. Чи Чжин Хи, конечно, котик и неоднократный король корейских дорам (ради него и начинала смотреть). Но мне было как-то мимо.
Лицо короля
О принце Кванхэ замолвите слово (мальчик вообще попал в обойму, уже третий сериал с ним выходит, все пересматривают его неоднозначную биографию). Редкий случай, когда титульной сукой выступает не министр, а король.
Обычно взаимодействие короля с государственным советом в сериале происходит так:
Король:
- Я хочу…
Министры хором:
- Чжо-наааа (ваше величество)
- Я же еще не договорил.
- Все равно нельзя.
А здесь король такой хитрый-хитрый, подлый-подлый и держит министров в напряжении. Принц Кванхэ фигура страдательная, за всех отдувается, сражается с японцами и изучает физиогномику, чтобы увеличить свои шансы выжить.
В процессе смотрелся, по факту не запомнился.
Воля небес (Сбежавший из Чосона)
Очередное историческое околомедицинское.
Молодой талантливый врач ложно обвинен в покушении на фюрера наследника престола. Он в бегах, у него больна дочь и совсем мало времени, чтобы найти доказательства своей невиновности.
Взять бы этот сериал, да отжать где-то на треть. Много суетни и беготни. Исполнитель главной роли получает приз за самого неубедительного врача в корейской дораме.
Но! Там вылечили кровь на платке! Уникальный, небывалый случай. Может, зря я так, про неубедительного врача?
Чон Як Йон, детектив Чосон
Милашечный восьмисерийник про чиновника, сосланного в дальнюю провинцию и расследующего преступления. Каждая серия – отдельное дело.
Ну и немного Китая, раз уж я затеяла этот пост
Мелодии дворца великого сияния
Про принцессу Тайпин и маму ее. Визуально беден и сюжетно уныл. При невозможном жгучеве эпохи (У Цзэтянь-интриги-расследования!) можно было снять что-то позадорнее.
А, впрочем, уже и сняли - на девяносто серий, с огромным бюджетом и фарфороволикой Фай Бинь Бинь в главной роли. Подожду, пока закончат перевод и попробую посмотреть. Жду убитых младенцев, подставленных императриц и четвертованных наложниц, утопленных в чане с вином, иначе никанон! Династия Тан! Айм лавин ит!
А «Мелодии» не рекомендую.
Интрига Мэйжень
Гаремная сказочка, миленько.
Императрица Люйхоу уже в спелых годах, после исполненной аромата и гуманизма истории с Ци Фучжэнь. Для тех, кому лень гуглить (Люй была женой императора Гао Цзу, а Ци – его фавориткой и матерью любимого сына Жу-и, которого император прочил в наследники в обход сына от Люйхоу. Так что к женскому у Люй добавлялось политическое. Когда император умер, Люй убила Жу-и и прочих детей Ци Фучжэнь, а из самой Ци сделала «человека-свинью»: ей отрубили руки и ноги, выкололи глаза, отрезали уши и нос, после чего выбросили доживать в выгребную яму. Эта история крайне расстроила молодого императора (он так и не оправился от стресса и довольно быстро умер) и вошла в китайские летописи как пример эпического гуро. )
Люйхоу при власти и фактически правит за своего сына, однако полного покоя все равно нет – остался еще один сын предыдущего императора, управляющий отдаленным княжеством, но все равно потенциально опасный. Люйхоу находит красивую умную девушку и отправляет ему в наложницы – шпионить. Но у девушки быстро появляются свои планы.
Симпатично и костюмно. Как в гостях у сказки, только с кровью. Люйхоу прекрасна, как гадюка из обсидиана.
Магия аромата (Го Сэ Тянь Сян)
Запомнился. Не знаю, как о нем говорить, чтобы люто не наспойлерить в процессе.
Затравка: начало двадцатого века, в провинции Байхуалин все принадлежит четырем семьям парфюмеров. Две из них должны породниться, но когда жених возвращается из-за границы, где он учился несколько лет, то обнаруживает, что горячо любимая невеста выходит замуж за его конкурента. Он понимает, что его собственные родители знали об этом, но не воспрепятствовали, продав брачное обещание. И в довесок узнает, что молодожены вдвоем создали духи, каких еще не видел мир, и готовятся покорить рынок. Несостоявшийся жених решает разобраться, а потом и отомстить, запуская череду событий, о которых все потом пожалеют.
При всех мыльных задвигах и сюжетных "но" сама история получилась правильная, точная. Как один поступок может разрушить всю жизнь, как проебать второй шанс от неба, как бескомпромиссен, слеп и ужасен может быть любящий человек, про то, что «все вы хороши», и, знаете, про карму.
Микки Хе жег всю дорогу и вообще наслаждался ролью (да, я уже знаю их по именам).
господи, сколько ж фигни я смотрю...