Автор: Undel
Жанр: юмор, цинизм, стеб мотивам по однажды попавшего мне в руки учебника по "Граждановедению"
Итак:
Граждановедение часть 1
читать дальше
Предисловие.
Перед вами книга, которая, хочется верить, станет вашей настольной.
Много лет дети всего мира ждали эту книгу. И вот, наконец, дождались. Два молодых и талантливых автора: кандидаты педофилических наук Юндель Чао и Бертина Ли в доступной форме, понятным языком расскажут своим маленьким читателям, что такое «гражданская позиция», «общественная природа человека», «половое созревание» и как правильно бить лежачего. В этой книге вы найдете ролевые игры и психологические тесты, мудрые мысли и цитаты из классиков. Словом, все, в чем так нуждается современное образование.
Я, переводчик и редактор этой книги, горько плакал, понимая, сколько упустил, оттого, что в моем детстве не было подобной книги. Будь у меня такая книга, вся моя жизнь могла бы сложиться иначе. Насыщеннее, радостнее, веселее. <На этом я заканчиваю введение, потому что больше мне за него все равно не заплатят.>
Ну, с богом. Расслабьтесь. И постарайтесь получить удовольствие.
Введение.
Для чего существует граждановедение?
Дружок, любая наука в конечном итоге существует для того, чтобы приносить людям пользу. И граждановедение – не исключение. Причем, в отличие от какой-нибудь литературы или ботаники, граждановедение приносит очень конкретную пользу. И очень конкретным людям.
А именно – нам: авторам учебников по граждановедению, разработчикам методических указаний по работе с учебниками по Граждановедению, членам экспертных советов, оценивающим методические указания по работе с учебниками по Граждановедению и дающим рекомендации по внедрению разработанных курсов по Граждановедению в школу. А также лекторам, диссертантам, участникам конференций, симпозиумов, круглых столов, практических тренингов и прочим упырям от педагогики.
То есть людям, которые работают не щадя себя, чтобы ты вырос здоровым, психологически устойчивым, социально активным, ответственным и патриотичным гражданином. А не хилым, депривированным и космополитичным пидорасом.
Поэтому цени наш труд. Читай эту книгу. Читай ее каждый день, с утра до вечера, зачитай до дыр и купи такую же новую: мы получаем проценты с тиражей.
Юндель Чао и Бертина Ли.
Глава 1
Добро и зло
Здравствуй, дружок. Сегодня мы поговорим с тобой о добре и зле. Ты, конечно, не раз слышал эти слова, но наверняка имеешь о них превратное представление. Вообще, малыш, все, что ты узнал не из этой книги – очень спорно.
Итак, добро и зло. Оставим в стороне нетленные образы Ильи Муромца и Кощея Бессмертного. Обратимся к жизни. И для начала, малыш, ответь вот на какой вопрос: «Добро» = «Хорошо»? В смысле, добро – это когда тебе хорошо? Или когда хорошо кому-то другому? Или это вообще отвлеченное понятие, не имеющее к личным переживаниям никакого отношения? Словом, может ли Добро быть одинаковым для всех?
Не въехал, да? Ладно, попробуем по-другому. Взять, к примеру, коробку конфет. Сама по себе она нейтральна и приобретает этическую окраску только в приложении к тебе.
Представь, что у тебя есть коробка конфет. Почти полная. Ты ее бережешь и конфет почти не ешь – любуешься. Добро она или нет? Безусловно, добро. Причем, твое. Даже не добро, а, можно сказать, благо. И вот, эту коробку у тебя отнимают, и конфеты достаются хулиганам. Добро ли она в этот момент? Если добро, почему же ты так хочешь, чтобы конфеты оказались отравленными?
Обратная ситуация: это ты отобрал коробку конфет у какого-нибудь карапуза. С точки зрения этики, поступок – дрянь, но ощущения просто замечательные. Апрель, солнышко, а ты идешь и конфеты лопаешь. Красота!
Малыш, та же фигня со злом.
Теперь ты понимаешь, насколько все относительно?
Справка: такие противопоставления, как «добро» и «зло», «светлое» и «темное», «мужское» и «женское» и т.д. называются бинарными оппозициями. Их придумал умный дядя Клод Леви-Стросс. Не запоминай, просто прими к сведению.
Кстати о дядях и этике. Вот тебе классический пример: добрый дядя и злой дядя.
Ты, конечно, хорошо знаешь, что такое злой дядя. Это человек, которому ты поцарапал гвоздем дверцу машины, разбил окно, залепил снежком в глаз, поджег газеты в почтовом ящике, а он тебя за этим делом застал. У злого дяди красное лицо, вытаращенные глаза, он ругается плохими словами и, вообще, на редкость неприятен в общении.
Совет: не дли это общение. Ты же видишь – дядя злой. Быстро улепетывай: правда на его стороне.
Добрый дядя выглядит иначе. У него приятный тихий голос, добрые глаза и, главное, куча подарков для тебя. Некоторые из них он готов отдать тебе прямо сейчас, но самые завлекательные хранит дома. И настойчиво тебя туда зовет. Потому что, в отличие от злого дяди, он мечтает с тобой дружить. (Злой дядя хочет тебя прибить, о чем мы тебе без обиняков и заявляем).
Итак, малыш, какого дядю ты предпочитаешь? Злого или доброго?
Правильный ответ – никакого. Не нужны тебе в твоей молодой жизни дяди.
Вопрос второй: какой из дядей более опасен?
Сам подумай – ну куда тебя может потащить злой дядя? К родителям, к директору, на худой конец – в детскую комнату милиции. Противно конечно, но не смертельно.
А вот добрый… Не ровен час тебя обнаружат, только когда снег сойдет. Но даже если без крайностей, к чему тебе ранний опыт? Тем более такой.
Рекомендации к общению: проникновенно посмотри в добрые глаза доброго дяди и скажи: «Вы не угадали. Мой секрет – живые кролики». И даже если ты не понял, поверь, он поймет. Видишь, он уже уходит.
Для более старшего возраста хорошо подойдет просьба подарить гиацинт в коробочке и фраза: «Я что, похож на идиота?»
Юндель Чао: Малыш, заучи как правило: чернильные пятна боятся лимонной кислоты, а добрые дяди – огласки и милиции. Поэтому, если твои слова не подействовали, набери в грудь побольше воздуха и громко заори. Добрый дядя не захочет продолжать беседу с таким шумным малышом, как ты, обидится и уйдет.
Бертина Ли: Если дядя не обиделся и начал хватать тебя за руки и другие выступающие части тела – это уже не добрый дядя. Это – маньяк. Поэтому пни его ногой в пах и убегай.
Задания:
1. понимание: Как ты понимаешь расхожую фразу: «Будьте добрее!» Присоединяешься ли ты к этой рекомендации? Обоснуй свой ответ. И наш вопрос.
2. навыки: Малыш, занимайся спортом. Спорт – первый помощник в решении этических дилемм. Лично рекомендуем пятиборье.
3. творческое задание: Вспомни обо всех своих встречах с добрыми дядями. Напиши об этом сочинение. И отнеси это сочинение в милицию: забывать добро – последнее дело.
Методические рекомендации учителю:
Если можешь – пропусти этот урок. Подгадай так, чтобы он пришелся на праздники или каникулы. Потому что нет ничего глупее, чем учить здоровых лбов добру и злу. К тому же, у тебя на это нет ни малейшего основания.
Рекомендованная литература:
1. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла».
2. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
3.Другие учебники по «Граждановедению» и учебники по «Обществоведению» - главы про добро и зло. Сравни…
*****
Глава 2
Грех
...И я хочу умелым быть,
Прилежным, как она, -
Не то для праздных рук найдет
Занятье Сатана!..
Исаак Уоттс «Противу Праздности и Шалостей».
Из сборника «Божественные песни для детей».
Малыш, мы не хотели говорить с тобой об этом, но «грех» есть в образовательном минимуме, поэтому – изволь.
Какой бы пример привести, чтобы тебе было близко?..
Ах, ну да, конечно:
Представь – ты лежишь в своей детской (подростковой) кроватке. Не спишь. Скучно. И вот, ты, разумеется, совершенно случайно, так, из исследовательских соображений, засовываешь руку себе в трусики и начинаешь сосредоточенно, напряженно... Ну, в общем, ты понял, да?
Так вот, то, что ты делаешь – не грех. Грех – то, о чем ты при этом думаешь. Заметь, мы не спрашиваем, о чем именно. Это совершенно неинтересно, к тому же ты все равно соврешь. Как говаривал в таких случаях Юкио Мисима: «Вспомни омерзительную фантазию прошлой ночи».
Так вот, это и есть грех. Да ты и сам знаешь. Как ты себя после чувствуешь? То-то.
Юндель Чао: Малыш, не тешь себя мыслями о собственной исключительной греховности. Тоже мне Каин!
Бертина Ли: Малыш, от этого у тебя не отвалится. Отваливается совсем от другого, и то, если сильно запустить.
Задания:
1. понимание: Как ты понимаешь фразу: «Все мы грешны»? Обоснуй свой ответ.
2. навыки: Мой руки. До и после. Вообще, будь аккуратен. И так достаточно отвратительно, что ты – подросток. Спрячь куда-нибудь подальше свои пособия и приспособления. Родители сильно расстраиваются, когда находят их в твоих вещах. Лицемеры.
Оптимальный вариант – постарайся обходиться волшебным миром фантазий. Может быть, в будущем ты станешь писателем. Или психом. Или не станешь. Главное, чтобы не маньяком.
3. творческое задание: Напиши сочинение по теме урока и пошли его на адрес Министерства образования. Вот они удивятся!
Методические рекомендации учителю:
Ни в коем случае не демонстрируй это в классе, ты, грязный извращенец!
Рекомендованная литература:
1. Юкио Мисима. «Исповедь маски». СПб., 2002.
2.Франк С. Каприо. «Многообразие сексуального поведения». М., 1995.
*****
Глава 3
Самое утреннее из чувств
Зависть. Именно она настигает нас на заре нашей юности, а потом преследует всю жизнь. В отношении зависти существуют две позиции: или ты завидуешь, или тебе завидуют. А чаще – и то, и другое. Наша цель – поставить тебя вне этой порочной системы. В действительности это неосуществимо. Но мы – учебник, а потому стараемся привить тебе идеальные представления.
Ну, поехали.
Зависть разлагает и угнетает, заставляя тянуться к ложным идеалам, а не черпать неиссякаемую радость из сокровищниц собственной личности. Чтобы побороть этого монстра, отыщи в себе что-нибудь хорошее и начни этим гордиться. Например, как горд и самодостаточен человек, который хорошо плавает. Как он в себе уверен!
«Ваня здорово играет на гитаре.
А я плаваю!
У Миши есть ноутбук.
А я плаваю.
У Кости родители – дипломаты.
А я плаваю.
Олег едет учиться в Англию.
А я плаваю.
Саша красив, как бог и уже трахается.
А я – плаваю...
Может, утопиться?
Ах, черт, я же плаваю!!!»
Упс. Извини, малыш, кажется, пример неудачный.
Попробуем иначе.
Возьми чистый листок бумаги и раздели его на две половины. На одной напиши имена тех, кому завидуешь ты, а на другой – тех, кто завидует тебе. Написал?
А теперь обрати внимание на странный психологический казус. Люди, которым завидуешь ты, вызывают у тебя неприязнь. Зато к тем, кто завидует тебе, ты относишься снисходительно и, даже можно сказать, тепло.
Что же из этого следует?
Юндель Чао: Во-первых, ты завидуешь явно недостойным людям.
Бертина Ли: Во-вторых, чем большему количеству людей ты завидуешь, тем лучше к тебе относятся.
Интересный вывод, да? Мы сами к нему только что пришли.
Задания:
1. понимание: Объясни цитату из стихотворения Агнии Барто «Не завидуйте другому, даже если он в очках!». Вспомни и выпиши все значения слова «очко».
2. навыки: Какие навыки?! Хочется верить, что хотя бы завидовать ты умеешь самостоятельно. А учить тебя воровать мы не станем. Мал еще.
3. творческое задание: Напиши эссе о зависти. И отправь его... в одно из значений слова «очко». Все равно ничего лучше, чем эта глава, ты не напишешь.
Методические рекомендации учителю:
Не хочется тебя расстраивать, но авторам учебника «Граждановедение» лгать не к лицу. Причин для зависти у тебя предостаточно. Взять хотя бы твоих учеников: каждый из них может стать кем угодно, хоть президентом «ЛУКОЙЛа». А вот ты… Ну, в общем, ты в курсе, да? Так вот, пока у тебя есть возможность, постарайся сделать так, чтобы они завидовали тебе. Самый простой способ: на уроке достань из портфеля шоколадку и начни при всех ее есть. Зависть гарантирована.
Рекомендованная литература:
1. Мелани Кляйн. «Зависть и благодарность». СПб. 1997.
2. Юрий Олеша. «Зависть». // Ни дня без строчки. Минск. 1982.
*****
Глава 4.
Радости и сложности общения
Меня окружали милые, симпатичные люди,
медленно сжимая кольцо...
А. Кнышев «Тоже книга».
«Общение – единственная роскошь, доступная человеку». Это сказали не мы, а знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Ну, насчет роскоши ему, виконту, конечно, виднее. Что же касается общения...
Экзюпери был романтиком, а тебе – жить. Поэтому покончим с цитатами и поговорим как взрослые люди. То есть, как учебник с ребенком.
Значит так: нельзя жить в социуме и быть свободным от социума. То есть, хочешь – не хочешь, а общаться придется. При этом помни, что общение – материя диалектическая, сотканная из радостей и сложностей.
Справка: малыш, диалектику придумал Гегель – виднейший представитель немецкой классической философии, и тем самым надолго заплел всем мозги косичкой.
Юндель Чао: Не вздумай читать Гегеля! Побереги здоровье.
Бертина Ли: Если читал – не вздумай в этом признаваться: это может отвратить людей от общения с тобой. И вообще, заявлять с пафосом что, мол, я Гегеля читаю, могут только русские рокеры. Потому что публично позориться – их профессия.
А вообще, диалектика – вещь простая.
Вот смотри: ты возвращаешься из школы. Веселый, довольный, с ранцем на спине. И вдруг ты видишь у ворот хулигана. Хулиган тебя тоже замечает. Обрати внимание на его лицо: какая на нем написана радость! Это - радость от предстоящего общения с тобой. А вот у тебя, боюсь, начинаются сложности. Сейчас он даст тебе по уху, отнимет ранец и будет играть им в футбол. Под твои жалобные вопли.
Это классический пример того, как радости одного являются сложностями для другого.
Юндель Чао: Хулиганов может быть несколько. Тогда ранец они, пожалуй, отнимать не станут. А будут играть в футбол непосредственно тобой.
Бертина Ли: Попытайся предотвратить футбольный матч, заменив его чемпионатом по бегу. Это тоже общение. Только дистанционное. И чем длиннее между вами дистанция, тем тебе радостнее, а им – сложнее.
Есть и другие варианты гармонично сплетенной ткани общения. Например, записка от чрезмерно общительной одноклассницы, с которой вы до этого предавались совместным радостям: «Кажется, у меня... Проверься и ты». И ты понимаешь, что сложности у вас тоже общие. Сближает, правда? Так ведь общение!
Задания:
1. понимание: Как ты понимаешь пословицу: «С кем поведешься – от того и наберешься». Что, по-твоему, нужно делать, чтобы не набраться?
2. навыки: Потренируйся покупать в аптеке презервативы. Чтобы не смущаться, представь себе, что покупаешь их для того, чтобы наполнять водой и швырять с балкона. Тем более что, скорее всего, так оно и будет.
3. творческое задание: Выпиши все слова, помогающие тебе в повседневном общении. Затем вычеркни все матерные. Если после этого что-то останется, попробуй обходиться ими в течение целого дня. Если опыт пройдет удачно, обязательно опиши его и пошли сочинение нам. У нас не получалось ни разу.
Методические рекомендации учителю:
Не говори о радостях общения – ты учитель, тебе все равно не поверят. Лучше поговори о сложностях. Тех сложностях, которые ждут их, если они вместо того, чтобы прилежно общаться с тобой на уроках, будут по-прежнему прогуливать граждановедение или играть на камчатке в буру. И о том, какую острую, диалектически обусловленную радость тебе доставят их сложности. Выйдет и наглядно, и поучительно.
Рекомендованная литература:
1. Генри Миллер «Сексус». СПб 2000.
2. Венерические болезни // Популярная Медицинская Энциклопедия. Издание 3. М. 1990.
*****
Глава 5.
Хобби и увлечения
Малыш, до недавнего времени мы считали, что хобби и увлечения это одно и то же. Но в большинстве учебников эти понятия почему-то различают. Поэтому мы решили не выпендриваться и сделать точно также.
Итак, хобби и увлечения. Это занятия, приносящие удовольствие и не связанные с основной работой. Кроме того, занятия затратные. За них тебе не заплатят – это принцип.
Стоит взять за хобби деньги, и оно немедленно превращается в работу.
Скажем, марки. Пока ты их собираешь (ешь) – это хобби. Но стоит тебе заняться их изготовлением и распространением, как это становится работой, а если не повезет – то и статьей. Правда, посадить тебя могут и за простое увлечение марками, но срок существенно меньше.
Юндель Чао: Малыш, а у тебя есть хобби? А увлечения? Нет?! Немедленно обзаведись. Не огорчай Министерство образования. Им незачем знать, что они оплачивают совершенно бессмысленную главу.
Бертина Ли: Если ты до сих пор не понял, в чем разница между хобби и увлечением, то вот тебе ответ: хобби – это увлечение на грани девиации. А иногда – и за гранью.
Справка: Девиация – это то, что имеет в виду твоя мама, когда гладит тебя по макушке и, пряча глаза, говорит: «Он у меня особенный...».
Интересен вопрос о сочетании хобби и увлечений.
Например, у человека хобби – клеить бумажные макеты самолетов. А увлечение – собаки. Ну, куда это годится? Ведь собаки перетопчут его бумажные макеты. И все. Конец удовольствию. А ведь хобби и увлечения существуют для того, чтобы приносить удовольствие!
Слава богу, есть и позитивные примеры. Из жизни.
Взять хотя бы Гарри – мальчика 48 лет (врет, что 43, а после очередной пластической операции будет врать, что 35). Его хобби – ходить на выставки, в театры и на концерты. А увлечение – ходить туда вместе с гладкими, красивыми и нежными юношами. Чтобы после обсуждать с ними увиденное за вечерним бокалом вина, плавно перетекающим в утреннюю чашку кофе. Похвальная гармония хобби и увлечений! А сколько удовольствия.
Задания:
1. понимание: Существует ли разница между шалавой и проституткой? В чем она? Обоснуй свой ответ. Если можешь, поясни на личном примере.
2. навыки: Выбери себе хобби. Начни что-нибудь собирать. Если фантазии нет – собирай ценное, если есть – смешное. Но не переусердствуй. А то еще придется объяснять психиатру, какая именно фантазия заставила тебя увешать квартиру крышками от унитаза.
3. творческое задание: Придумай творческое задание к главе «Хобби и увлечения». Придумал? Поздравляем. С такой фантазией тебе никакое хобби не нужно. Девиация и так налицо.
Методические рекомендации учителю.
Прежде, чем обсуждать с учениками эту главу, попытайся определить, что для тебя преподавание в школе: хобби или увлечение. Имей в виду, что это точно не работа, потому что то, что ты за нее получаешь – не деньги.
Рекомендованная литература:
1. Джон Фаулз «Коллекционер». СПб. 2004.
2. Патрик Зюскинд «Парфюмер». СПб. 2002.
Продолжение следует
Граждановедение
Автор: Undel
Жанр: юмор, цинизм, стеб мотивам по однажды попавшего мне в руки учебника по "Граждановедению"
Итак:
Граждановедение часть 1
читать дальше
Жанр: юмор, цинизм, стеб мотивам по однажды попавшего мне в руки учебника по "Граждановедению"
Итак:
Граждановедение часть 1
читать дальше