Навеяно вот
этим.
Каждое настоящее рождает будущее.
Характерно при этом, что помимо реального будущего, прорастающего как трава – не эпично и незаметно, - оно рождает исключительно свое будущее, будущее, которое никогда не случится.
Это то, что входит в ткань эпохи, ее неотъемлемая часть, это мода, ожидание, моделирование мира. Мечта светлая или пугающая – о страшном иногда тоже мечтают, все зависит от настоящего. В любом случае, о настоящем, породившем их, эти мечты говорят куда больше, чем о реальном будущем. А вообще-то, только о нем и говорят.
Это роднит их с фильмами на исторические темы - вспомните Клеопатру с Элизабет Тейлор, вот уж воистину продукт эпохи: голливуда 60-х там неизмеримо больше древнего мира.
Но будущее все равно интереснее. Особенно когда ты смотришь на него из времени, когда это будущее должно было случиться.
Мы живем в легендарное время – это двадцать первый век! Мы ходим по улицам мимо теней наших не случившихся современников. Мимо не построенных городов из стекла и света.
Люди, мы пережили двухтысячный год – год объединения Земли, победы над всеми болезнями, исследования дальнего космоса и заселения морского дна! Год, к которому все люди стали умными и добрыми, а черную работу делают роботы. Год, к которому технология и экология перестали противостоять друг другу. Припоминаете, да? Это было десять лет назад. Мы уже выкинули все календари с этим годом. А ведь он один – сама эта цифра – выглядела как название фантастической повести. Блистающий, громкокипящий двухтысячный год!
Буквы, ностальгия, музыкальное и иллюстративное сопровождениеКак он смотрелся из отечественной фантастики! Там коммунизм в идеальном проявлении – социально-экономически не проясненная утопия. И правильно – не надо прояснять такие вещи, они от этого ломаются. Из политически понятного – свобода, сдерживаемая ответственностью и разумом индивида. На периферии болтается какое-то общеземное правительство, занимающееся какими-то общеземными делами и к индивиду не пристающее. Это рай и город-сад. Черствость, косность и алчность изгнаны из человечества на уровне каждого организма. Нет ничего интересней познания и саморазвития. Историки не могут понять, как это на Земле случались войны. Палкой бы перебила таких историков, но они характерны.
Земля – молодая планета. Но ее дети - взрослые. Им по двадцать лет. Они уже успели получить свою сложную профессию. Это время специалистов – простых занятий нет: есть микробиологи, астрофизики, ксено(добавить нужное). И, конечно же, штурманы. Штурманы звездных путей!
Главная задача людей – совершать Открытия. Здесь нет вторых, здесь каждый первый – в своей узкой сложной непроизносимой отрасли, которая, тем не менее, очень нужна человечеству.
Прозрачные купола над городами, экспериментальные плантации на Луне.
А даже если без крайностей, то Фукуяма, господа! Победивший Фукуяма. Равномерное развитие. Общая культура, единообразный быт. На Земле история кончилась, дальше – только в Глубокий Космос.
Каждая страница ежедневника – лист фантастического романа, а вы говорите «фу, 2008 год, когда это было».
Любое ожидание будущего - это осмысление настоящего, в чем-то - концентрированное настоящее. Все, что сейчас - только больше, ярче, глобальней, масштабней. Атрибуты такого будущего бывают уже в действующем времени.
Дирижабли не бороздят небо двадцатиполосным движением, но «Цепеллины» в свое время летали.
Гимнасты в белом трико не показывают в зеленых парках среди шаров и конусов акробатические этюды (излюбленные кадры будущего в совсем старых советских фильмах), но парки культуры и отдыха были уже тогда.
Пусть у нас, людей 70-80х годов, еще нет мощеных квадратными плитами космопортов и сигарообразных ракет, но уже есть блестящие куртки «дутики», напоминающие скафандры из фильмов, есть «космическая» музыка, вроде «Спейс» или «Зодиак», есть ЭВМ (отвыкли от такой аббревиатуры, нэ?) и робототехника. Будущее уже так хорошо придумано, так убедительно описано в книгах. Ему осталось только произойти.
«Пройдет еще каких-нибудь двадцать лет и…».
Но будущее это всегда варенье на завтра.
Потому что происходит иначе. Не угадаешь, как. Разве что в мелочах, следуя логике продолжающегося настоящего – так нечто уже существующее большое и неудобное имеет изрядный шанс стать маленьким и удобным. Большая скорость, большая мобильность. Совершенствование уже существующего транспорта (да и тут не без исключений, вспомним все те же «Цепеллины»). Но появление нового принципа не напророчишь. Можно предсказать эволюцию, но не революцию.
Однако неслучившееся будущее не исчезает. Очистившись от не оправдавшихся ожиданий, оно становится знаком своего времени, его символом. Стилем, объектом для любования, игрушкой для новых поколений.
Таков стим-панк - романтика для циников. Во всех его разновидностях. Подобранная идея неслучившегося будущего – вполне себе позитивного – которое, как через перегонный куб, перегнали через две мировые войны и все, что случилось на самом деле. Игра в него станет приметой уже нашего времени. Ностальгией по прошлому/будущему.
Теперь его догоняет рокет-панк.
Качается великий маятник. Каждый раз качается от позитивизма к романтизму. От оптимистического «Все подвластно разуму» до упаднического «Разум погубил нас навеки», когда надо забыть о будущем – навеки погубленном, безрадостном, - и обратиться к прошлому, выдумать его, этот Золотой век, и влюбиться в него навсегда и оплакивать потерю.
О чем мы мечтаем сегодня? Боюсь, что знаю ответ. И вы знаете. Мы мечтаем о конце света. Сейчас не верится в прекрасное будущее с широкими звездными дорогами – не потому, что этого не может быть: возможность с верой лежат в разных плоскостях.
И в Золотой век тоже не верится. В возвращение туда – а это для Золотого века самое главное. Возвращение – тоже путь, хоть и в мифическое «назад».
А в конец всего верится легко и вдохновенно, даже без сожаления.
Но сейчас, когда асфальт, наконец, показывается из-под снега (о, как я по нему соскучилась!), когда прибывает день и так пахнет весной, сейчас хочется играть вот в это:
Чтобы по ясному синему небу чертили след ракеты, уходящие в глубокий космос. Чтобы серебряные комбинезоны и фотонные двигатели. И бластеры! Лазерные! Я в них верю, в космонавтов будущего, я ручаюсь за них, они люди доброй воли – так что бластеры им только для самозащиты. А то как же они без бластеров на пыльных тропинках далеких планет? Ведь кто-то же их протоптал, эти тропинки.
Смешно при этом, что лазер давно уже есть, а вот так, чтобы выхватить и срезать лучом – нет. Думаю, бластер проще изобрести, чем отказаться от этой идеи.
Так что да здравствует рокет-панк, глубокий космос и фантастический, волшебный 2010 год!
Туда, на звезды, вперед!
Немножко космической музыки
Классика))))))
Марки серии "космическая фантастика" - будущее, о котором грезилось почти три десятилетия. И которое становилось все темнее, опаснее, конфликтнее - и перестало быть будущим.
Еще немножко космической музыки
Козырный костюмчик для альтернативного будущего))))
Ну-ка, а кто это в таком классическом серебряном комбинезоне в таком классическом фильме?)))))))))
И еще классика. Иди на "Астру"!
И, конечно, бессмертная "Тайна Третьей планеты".
Капитаны Ким и Буран)))
И снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава!