Навеяно вот
этим.
Каждое настоящее рождает будущее.
Характерно при этом, что помимо реального будущего, прорастающего как трава – не эпично и незаметно, - оно рождает исключительно свое будущее, будущее, которое никогда не случится.
Это то, что входит в ткань эпохи, ее неотъемлемая часть, это мода, ожидание, моделирование мира. Мечта светлая или пугающая – о страшном иногда тоже мечтают, все зависит от настоящего. В любом случае, о настоящем, породившем их, эти мечты говорят куда больше, чем о реальном будущем. А вообще-то, только о нем и говорят.
Это роднит их с фильмами на исторические темы - вспомните Клеопатру с Элизабет Тейлор, вот уж воистину продукт эпохи: голливуда 60-х там неизмеримо больше древнего мира.
Но будущее все равно интереснее. Особенно когда ты смотришь на него из времени, когда это будущее должно было случиться.
Мы живем в легендарное время – это двадцать первый век! Мы ходим по улицам мимо теней наших не случившихся современников. Мимо не построенных городов из стекла и света.
Люди, мы пережили двухтысячный год – год объединения Земли, победы над всеми болезнями, исследования дальнего космоса и заселения морского дна! Год, к которому все люди стали умными и добрыми, а черную работу делают роботы. Год, к которому технология и экология перестали противостоять друг другу. Припоминаете, да? Это было десять лет назад. Мы уже выкинули все календари с этим годом. А ведь он один – сама эта цифра – выглядела как название фантастической повести. Блистающий, громкокипящий двухтысячный год!
Буквы, ностальгия, музыкальное и иллюстративное сопровождениеКак он смотрелся из отечественной фантастики! Там коммунизм в идеальном проявлении – социально-экономически не проясненная утопия. И правильно – не надо прояснять такие вещи, они от этого ломаются. Из политически понятного – свобода, сдерживаемая ответственностью и разумом индивида. На периферии болтается какое-то общеземное правительство, занимающееся какими-то общеземными делами и к индивиду не пристающее. Это рай и город-сад. Черствость, косность и алчность изгнаны из человечества на уровне каждого организма. Нет ничего интересней познания и саморазвития. Историки не могут понять, как это на Земле случались войны. Палкой бы перебила таких историков, но они характерны.
Земля – молодая планета. Но ее дети - взрослые. Им по двадцать лет. Они уже успели получить свою сложную профессию. Это время специалистов – простых занятий нет: есть микробиологи, астрофизики, ксено(добавить нужное). И, конечно же, штурманы. Штурманы звездных путей!
Главная задача людей – совершать Открытия. Здесь нет вторых, здесь каждый первый – в своей узкой сложной непроизносимой отрасли, которая, тем не менее, очень нужна человечеству.
Прозрачные купола над городами, экспериментальные плантации на Луне.
А даже если без крайностей, то Фукуяма, господа! Победивший Фукуяма. Равномерное развитие. Общая культура, единообразный быт. На Земле история кончилась, дальше – только в Глубокий Космос.
Каждая страница ежедневника – лист фантастического романа, а вы говорите «фу, 2008 год, когда это было».
Любое ожидание будущего - это осмысление настоящего, в чем-то - концентрированное настоящее. Все, что сейчас - только больше, ярче, глобальней, масштабней. Атрибуты такого будущего бывают уже в действующем времени.
Дирижабли не бороздят небо двадцатиполосным движением, но «Цепеллины» в свое время летали.
Гимнасты в белом трико не показывают в зеленых парках среди шаров и конусов акробатические этюды (излюбленные кадры будущего в совсем старых советских фильмах), но парки культуры и отдыха были уже тогда.
Пусть у нас, людей 70-80х годов, еще нет мощеных квадратными плитами космопортов и сигарообразных ракет, но уже есть блестящие куртки «дутики», напоминающие скафандры из фильмов, есть «космическая» музыка, вроде «Спейс» или «Зодиак», есть ЭВМ (отвыкли от такой аббревиатуры, нэ?) и робототехника. Будущее уже так хорошо придумано, так убедительно описано в книгах. Ему осталось только произойти.
«Пройдет еще каких-нибудь двадцать лет и…».
Но будущее это всегда варенье на завтра.
Потому что происходит иначе. Не угадаешь, как. Разве что в мелочах, следуя логике продолжающегося настоящего – так нечто уже существующее большое и неудобное имеет изрядный шанс стать маленьким и удобным. Большая скорость, большая мобильность. Совершенствование уже существующего транспорта (да и тут не без исключений, вспомним все те же «Цепеллины»). Но появление нового принципа не напророчишь. Можно предсказать эволюцию, но не революцию.
Однако неслучившееся будущее не исчезает. Очистившись от не оправдавшихся ожиданий, оно становится знаком своего времени, его символом. Стилем, объектом для любования, игрушкой для новых поколений.
Таков стим-панк - романтика для циников. Во всех его разновидностях. Подобранная идея неслучившегося будущего – вполне себе позитивного – которое, как через перегонный куб, перегнали через две мировые войны и все, что случилось на самом деле. Игра в него станет приметой уже нашего времени. Ностальгией по прошлому/будущему.
Теперь его догоняет рокет-панк.
Качается великий маятник. Каждый раз качается от позитивизма к романтизму. От оптимистического «Все подвластно разуму» до упаднического «Разум погубил нас навеки», когда надо забыть о будущем – навеки погубленном, безрадостном, - и обратиться к прошлому, выдумать его, этот Золотой век, и влюбиться в него навсегда и оплакивать потерю.
О чем мы мечтаем сегодня? Боюсь, что знаю ответ. И вы знаете. Мы мечтаем о конце света. Сейчас не верится в прекрасное будущее с широкими звездными дорогами – не потому, что этого не может быть: возможность с верой лежат в разных плоскостях.
И в Золотой век тоже не верится. В возвращение туда – а это для Золотого века самое главное. Возвращение – тоже путь, хоть и в мифическое «назад».
А в конец всего верится легко и вдохновенно, даже без сожаления.
Но сейчас, когда асфальт, наконец, показывается из-под снега (о, как я по нему соскучилась!), когда прибывает день и так пахнет весной, сейчас хочется играть вот в это:
Чтобы по ясному синему небу чертили след ракеты, уходящие в глубокий космос. Чтобы серебряные комбинезоны и фотонные двигатели. И бластеры! Лазерные! Я в них верю, в космонавтов будущего, я ручаюсь за них, они люди доброй воли – так что бластеры им только для самозащиты. А то как же они без бластеров на пыльных тропинках далеких планет? Ведь кто-то же их протоптал, эти тропинки.
Смешно при этом, что лазер давно уже есть, а вот так, чтобы выхватить и срезать лучом – нет. Думаю, бластер проще изобрести, чем отказаться от этой идеи.
Так что да здравствует рокет-панк, глубокий космос и фантастический, волшебный 2010 год!
Туда, на звезды, вперед!
![](http://www.pokeroff.ru/users/52988/start_gagarina_raketa_vostok.jpg)
Немножко космической музыки
Классика))))))
![](http://www.rudata.ru/w/images/thumb/6/64/Monument_to_Yuri_Gagarin_in_Moscow.jpg/180px-Monument_to_Yuri_Gagarin_in_Moscow.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/6/3/126399/52418265.jpg)
![](http://metkere.com/images/stamps-space-fantasy.jpg)
Марки серии "космическая фантастика" - будущее, о котором грезилось почти три десятилетия. И которое становилось все темнее, опаснее, конфликтнее - и перестало быть будущим.
Еще немножко космической музыки
Козырный костюмчик для альтернативного будущего))))
![](http://www.ladasportline.ru/prod/sparco/kombez/Tech5-silver.jpg)
Ну-ка, а кто это в таком классическом серебряном комбинезоне в таком классическом фильме?)))))))))
![](http://www.tvc.ru/showImage.ashx?faid=dfc48709-5d70-4caa-abc0-500bf9dffb08&maxw=444&maxh=1000)
И еще классика. Иди на "Астру"!
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/6/3/126399/52418292.jpg)
И, конечно, бессмертная "Тайна Третьей планеты".
Капитаны Ким и Буран)))
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/6/3/126399/52418250.png)
И снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава! ![:super:](http://static.diary.ru/picture/1352.gif)
А Фукуяма мне с самого начала показался выдумщиком. Тогда я училась на философском и мы его проходили.))) Он был тогда еще настоящим, а не прошлым.
Однако неслучившееся будущее не исчезает. Очистившись от не оправдавшихся ожиданий, оно становится знаком своего времени, его символом. Стилем, объектом для любования, игрушкой для новых поколений.))))))))
А Фукуяма мне с самого начала показался выдумщиком. Тогда я училась на философском и мы его проходили.))) Он был тогда еще настоящим, а не прошлым.
О, мы тоже проходили))) В учебном плане гуманитарных вузов Фукуяма со своим концом истории так же неизбежен, как
ветрянка для младенцев"Протестантская этика" Вебера ))) И все же он тоже в чем-то стал символом эпохи, пусть и показательно не оправдался.Почему-то вспомнилось по ассоциации : в одном из романов Кундеры был поэт, который писал про "триста лет печали" в связи с подавлением пражской весны. Советская власть и социалистическая Чехословакия дали дуба куда раньше предсказанных трехсот лет, но поэт был прав - для того времени и своих ощущений в нем.
Какая ностальгия, эх, я когда в детстве Булычева читала, двухтысячные казались такими далекими...
Кстати, помню кто-то давал ссылку на подборку открыток 1900 года. Тоже на тему будущего, которого не было.
paleo-future.blogspot.com/2007/04/postcards-sho...
И да, совершенная правда: "будущее" наших дней - никаких космических полетов, сплошной апокалипсис. А пришельцы только злобные
- Так вот ты какой, Человек XXI века!
(с)
у меня до сих пор хранятся подборки фантастических открыток
а еще - биостанцию, детей, которые друг друга спасают, глубокий космос, черные дыры и потрясающий оптимизм.
и ведь он знал, что пишет сказку, и иногда... были же еще автоматы, разрисованные незабудками, резиновые улыбающиеся маски на лицах, вкушецы и сумасшедшие атланты.
черт. надо скачать и перечитать!
как прекрасно сказано. и истинная правда
О чем мы мечтаем сегодня? Боюсь, что знаю ответ. И вы знаете. Мы мечтаем о конце света. Сейчас не верится в прекрасное будущее с широкими звездными дорогами – не потому, что этого не может быть: возможность с верой лежат в разных плоскостях.
Да ладно, не только о конце света. А как же тотальный контроль, гигантские корпорации, клонирование людей для органов-имплантатов, чипы под кожу, полная виртуализация личности, "наш мир не то, что кажется" и прочие милые вещи? Хотя, конечно, киберпанк уже устаревает и тоже начинает казаться скорее трогательным, чем актуальным. Стареем, блин!
А вообще, мне просто кажется, что конец света не может быть примером будущего, выросшего из нашего настоящего, потому что это настолько общая тема, что не может быть частным случаем какого-то конкретного времени или какого-то конкретного жанра. Это ведь типа классика каждого жанра и каждого времени. Конец света был, есть и будет в искусстве всегда. Аминь. Ведь, когда одни фантасты писали о покорение космоса и поголовной сознательности, другие описывали дни триффидов, востания роботов, ядерные катастрофы и т.п.
Мне кажется, если уж брать конец света как примету времени, то это скорее то, каким именно видится конец света людям определенного периода времени - божья кара, ядерная катастрофа, восстание машин, злые пришельцы, генетическое заболевание, изменение климата, а не собственно сам конец света
Кстати, интересная тема для сочинения была бы - "конец света в русской/американской/ английской/... литературе"
замечательная статья.
Ахха, а я как раз собиралась что-то из старой фантастики перечитать
Очень интересно вспомнить о нашем несостоявшимся будущем! Душевный пост получился )
И музыка, музыка!!!
ИМХО будущее как "Конец света" тоже примета уже ушедшего времени. 1990-х, если быть конкретным. Именно тогда разнообразный (пост-)апокалипсис доминировал в массовой фантастике. Последним шедевром этой темы были "Молодые и сильные выживут", они же "Закон фронтира" О.Дивова. После него были еще "атомный татарин" и "Метро", но это уже шакалы, обгладывающие последние кости. Ничего похожего не то, что на ранних Олдей, но даже на "Армагеддон был вчера" уже не напишут.
Постапокалпсис остался в массовом сознании и массовой фантастике, но теперь это одна из привычных игрушек, вроде абстрактно-фэнтезёвой реальности с дивным эльфом Элениумом из Элизиума(с)Лукьяненко. С моей точки зрения, нынешняя фантастика, чуть менее чем полностью, состоит из попаданцев. Не странников, не жертв, а именно попаданцев, это очень точный неологизм, при всей его кривости. И куда они только не попадают - в прошлое, в будущее(которое представляет собой отчетливо игровой вариант - вот здесь у нас Звездные войны или Космический десант, а в соседнем отделе Социальная Фантастика, и то и другое столь же условны, как ADnDшная фэнтези и чаще всего даже на сценарий приличной компьютерной игры не тянут), в альтернативные миры, снова в фэнтези... куда угодно. Все равно это лишь фон, нужный чтобы показать некие качества нашего героя(-ев). Либо крутизну, в совсем уж попсовых книжках, либо продемонстрировать преимущества некоей концепции(политической, технической, социальной...), которые герои воплощают(или напротив, оттеняют). Очень редко, но герои демонстрируют какие-то человеческие качества, мне даже такое попадалось.
В этом есть что-то общее с героями книг 18-го и даже более ранних веков. Например, персонажами Сирано де Бержерака или Свифта. Те тоже постоянно куда-то попадают не по своей воле и то место, в которое они попадают, что-то наглядно демонстрирует читателю.
Есть и исключения, разумеется. Иногда демонстрация происходит просто так, без попаданцев. А иногда это даже не демонстрация, а высокая стилизация, у некоторых это получается. Ф.Березин с его циклом про Огромный Черный Корабль является тому замечательным примером, если конечно продраться через язык...
Современные авторы ходят по запасникам музея, в котором все уже есть, но пока еще сложенное в коробки. Они достают из этих коробок бывшие предметы культа, бывшие предметы быта, бывшие инструменты. Они ставят в центре витрины несколько манекенов, наряжая их в подходящие предметы одежды. И составляют композицию с участием этих манекенов и этих предметов. В принципе, все писатели во все времена делали примерно то же самое, но раньше предметы и одежду приходилось изготавливать самостоятельно или покупать-находить-отнимать у коллег... или брать у ученых, инженеров, теологов, философов. А сейчас все это уже есть, в пыльных коробках, со всеми примечаниями и контекстом.
Это пока что промежуточный этап. Что будет дальше, я не знаю. Не будет лишь двух вариантов - возврата к прежней простоте и прямого продолжения современности. Потому что такого вообще никогда не бывает.
О, спасибо за ссылку))) Очень люблю такое. Это как раз то, из чего как раз вырос стимпанк: перепончатокрылые летательные аппараты, реактивные трамваи (и тут же лошади на улицах!), дирижабли в небе, а люди при этом все в тех же костюмах начала века. Когда-нибудь наша фантастика будет восприниматься с тем же ощущением смеха и умиления.
Flying-Jib
Пожалуйста
Ю-лан
Да, это мы - Люди Будущего! Помню, в совсем детстве я подсчитала, что в 2000 году мне будет всего 24. Как же меня тогда накрыло, что я застану это Фантастическое Время
shadRo
О, Булычев - да! Такой был позитивный момент в детстве. Сейчас перечитывать не буду (не хочу воспоминания портить), но тогда как же это было здорово!
Ауренга
Это во мне тот твой пост бродил: бродил-бродил и добродился )))))
Леночок
Спасибо, что читаете
Amlara
И музыка, музыка!!!
Ура! Значит, недаром выкладывала!
СвеТ_
А вообще, мне просто кажется, что конец света не может быть примером будущего, выросшего из нашего настоящего, потому что это настолько общая тема, что не может быть частным случаем какого-то конкретного времени или какого-то конкретного жанра. Это ведь типа классика каждого жанра и каждого времени. Конец света был, есть и будет в искусстве всегда. Аминь. Ведь, когда одни фантасты писали о покорение космоса и поголовной сознательности, другие описывали дни триффидов, востания роботов, ядерные катастрофы и т.п
Да, безусловно, вы правы. Действительно, конец света как идея был всегда (задолго до появления фантастики, да и литературы, если уж на то пошло))), он не выдумка нашего времени. Другое дело в ситуативном балансе позитива и негатива (и идеи конца света как одного из самых ярких проявлений этого негатива). Имхо, сейчас этого кругом как-то слишком много.
Кстати, интересная тема для сочинения была бы - "конец света в русской/американской/ английской/... литературе"
Я бы с удовольствием почитала.
П.С. у вас чудесная подпись под аватаркой))))
bulat-mh
Отличный коммент - не знаю, как это еще лучше выразить, но спасибо, было правда интересно прочесть. .
Я, к сожалению, не совсем в материале, поэтому не смогу достойно поддержать эту ветку разговора, но по ходу возникла мысль. Поправьте меня, если не так, но сути дела получается, что последним нашим выдуманным будущим был апокалипсис и постапокалиптика. Я имею в виду будущее, непосредственно вытекающее из нашего настоящего. А ситуация "попаданца" это что-то, с нашим миром не связанное. Что-то чуждое, будущее, произошедшее от чужого настоящего. А если "попаданец" попадает в прошлое, то мы тем более в ситуации "будущего нет". То есть, есть прыжок (собственно, попадание "попаданца"), но нет фантастического эволюционного развития?
shoose
А в 84-м весь мир (кроме нас) праздновал несостоявшееся оруэлловское будущее
А в 1997 (кажется) - не случившееся восстание машин по Терминатору
Diary best
Да, конечно ))
я же на этом росла...
Ух, какой же ты все-таки эпик
Да, я такая
Читерабоб
Как все мы
На самом деле, ситуация с космическими полетами и через 300 лет будет не сильно отличаться от нынешней. Технологии в этой области развиваются чрезвычайно слабо