Уна Андель
Я давно собиралась сделать этот пост.
Отчасти потому, что обещала, отчасти затем, чтобы систематизировать опыт. Я смотрю фильмы ужасов, смотрю их давно – это мой выбор и удовольствие. Я собираюсь сделать о них серию постов. Начну с отечественных – тем более что и говорить здесь особо не о чем.

Когда-то давно, во времена снов, когда родились небо, земля и кинематограф, в России тоже были фильмы. Был «Вий» Василия Гончарова (1909), был «Сатана ликующий» (1917) и «Пиковая дама» (1916) Якова Протазанова. Но тогда это были просто фильмы – ростовые почки, из которых со временем мог развиться отечественный «страшный» кинематограф. Не вышло.
В советское время жанр по идейным соображениям не снимался – крохи «ужасного» доставались либо экранизациям классики «Вий», «Господин Оформитель», либо фантастике «Вельд», «Отель у погибшего альпиниста» и т.д.
Первые ласточки хоррора как такового появились в перестроечное время.
Эти дети свободы были своеобразными.
Кривые, малобюджетные, идущие наобум там, где их аналоги за шесть десятилетий давно проторили автомагистраль. И в силу своей наивности нащупывающие решения.

Немало фильмов претендует на звание «первый отечественный фильм ужасов». Отчасти это ясно. Порой сложно определить водораздел между мистикой, чем-то с, условно говоря, мистическим элементом, триллером, детективом и хоррором как таковым. Поэтому в категории оказываются самые разные фильмы

читать дальше

@темы: Кино, тайный сад

Комментарии
23.08.2012 в 19:01

Уна Андель
Diary best,
Да, конечно)
Правда, сомневаюсь, что он будет многим интересен
24.08.2012 в 10:40

Искатель @сокровищ
undel, у меня таких сомнений нет ;-)

Ваш пост добавлен в profileDiary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.
24.08.2012 в 11:56

Но лишь истина - праведна, зло - сокрушимо... (Т.М)
фильм "Псы" 1989 г
24.08.2012 в 12:40

Увидел в бесте. Отличная статья, интересная, есть над чем поразмыслить. Да и рекомендаций к просмотру вы дали море, так что теперь и посмотреть есть что.
Справедливости ради - некоторые иностранные ужастики настолько убоги, что даже наше кинцо катит.
Я всё зарубежное смотрю, даже самую-самую лабуду. В некотором роде коллекционер.
А вот современные русские ужасы прошли мимо меня, я таки думал что у нас их и не снимают вовсе. "Юленьку" смотреть не решился, даже трейлера хватило.
А вот "Параграф-78", обе части, ну не совсем уж безнадёжны. Хотя можно было бы конфетку из них сделать, не дотянули. Недоужастик, недофильм, недоигра актёров. Но времени потраченного не жаль. Ожидал худшего.
Из 90х больше всего впечатлил "Прогулка по эшафоту", он с натяжкой ужасы конечно, скорее философия. Да и просто хороший фильм. Но страшновато было. И тоскливо. Сильно снято.
Упырь и Семья вурдалаков тоже ничотак.
А больше ничего и не видел, теперь гляну.
Спасибо за обзор.
25.08.2012 в 02:38

Уна Андель
Who am I ?,
Спасибо)))
Вообще, по-честному это скорей антирекомендации, хорошего, чтобы прямо рекомендовать, среди них нет. Не родила земля российская ни "Звонка" ни "Ведьмы из Блэр", увы
Справедливости ради - некоторые иностранные ужастики настолько убоги, что даже наше кинцо катит. Я всё зарубежное смотрю, даже самую-самую лабуду. В некотором роде коллекционер.
О, я тоже. У меня по ужастикам уже стаж - собственно, поэтому и решила сделать серию постов, как-то для себя подытожить опыт. Да, согласна, зарубежное тоже бывает и глупым и неудачным, еще каким, но там это именно что "бывает", а у нас, увы, норма. Что обидно.
Ничего, осень 2012 готовит нам аж несколько премьер. Посмотрим, что будет.

"Параграф" и "Прогулку" не смотрела. Спасибо за наводку.

Ротмистр_Чачу,
Псов видела. Пугающий, но, имхо, скорее социальный фильм
Хотя понимаю, что в жанре бывает сложно определить четкую грань
04.09.2012 в 21:20

Но лишь истина - праведна, зло - сокрушимо... (Т.М)
undel, Почему не занесла "День гнева" 1985 года. Натуральный ужастик. Самый первый отечественный триллер.
04.09.2012 в 21:40

Уна Андель
Ротмистр_Чачу,
Не смотрела, но посмотрю.
Спасибо за рекомендацию - заодно посмотрю, насколько оно "в жанре"
18.09.2012 в 20:15

О моя чудесная, моя изумительная катастрофа...(с)// Это мой первый визит в Галактику Ужаса. И пусть он останется приятным(с)// Хорёк-параноик в фиолетовом плаще(почти(с))
Новый обзор BC поведал о прекрасном - киноверсии S.T.A.L.K.E.R'а 93-го года розлива под названием "Монстры". О, загадочные девяностые, чего в них только не было:alles:
18.09.2012 в 20:27

Уна Андель
Rainy Elliot,
Да-да, это оно, "Монстры", у меня в обзоре есть )))
Да, это трэш :-D
08.10.2012 в 13:10

Искатель @сокровищ
Поздравляем! Ваш пост занял 6-е место в категории "Свое" в конкурсе на лучшую запись августа 2012 года.
11.10.2012 в 14:16

|Хентайный черт| Мистер Когнитивный Диссонанс!
Хороший пост, практически со всем согласен, разве что с критикой перебор, в некоторых фильмах были и хорошие моменты.
Не согласен только с "Носферату" - прекрасная и очень юморная вещь, с небанальными персонажами, порванными шаблонами, издевательством над клише как жанра, так и самой истории, да еще и с кучей отсылок к немой классике кино, вроде фильмов с Бастером Китоном. Усачев в кино плохо разбирается, он увидел минималистскую картинку и его понесло. Не стоит его рекомендовать, он просто не понял, что увидел.
Я бы даже посоветовал бы этот мульт, где еще так смело показывают убийства и трупы в такой откровенно пародийной манере и так вольно издеваются над оригинальными трактовками.

Вот первая часть обзора очень заинтересовала. С одной стороны: в нашей стране есть все, чтобы снимать хоррор (ну или было все, нынче можно оскорбить чьи-нибудь религиозные чувства), от городов, до глубинок. С другой стороны: желание впихнуть много и заимствование не тех вещей у зарубежного издателя, портят все на корню. Впрочем, это не только наша беда, но и всеевропейская. В Восточной Европе ужасы никакие, в Западной - частично только смотрибельные. Испания, Италия, кровавая "новая волна" из Франции, "чернушная" Англия и Финляндия с Норвегией. Остальное - увы, даже в Германии все плохо.
07.03.2013 в 22:19

Я конечно понимаю, что комментировать столь давние посты не самый айс, но я тут заглянула сюда, с удовольствием перечитала... и внезапно вспомнила один фильм (один, потому что редко смотрю "страшные" кина), про который и хочу спросить.
Фильм "Внеземной", 2007 год, на основе событий с Кыштымским "пришельцем". Я не уверена, что это ужастик, но по крайней мере мне было жутковато :laugh:
Вы его видели? Если да - каково ваше мнение?
08.03.2013 в 00:01

Уна Андель
Сесна С.,
Фильм "Внеземной", 2007 год, на основе событий с Кыштымским "пришельцем"
Нет, не смотрела. Спасибо за наводку :white:
08.03.2013 в 14:59

17.09.2015 в 14:59

Автор описывает процесс оживления с помощью Некрономикона и при этом не знает первоисточник.
А меня в свое время очень"порадовал" украинский "Синевир". Особенно прекрасен был момент со страшилками у костра, где один из героев рассказывал о племени — внимание! — песиголовцев. Не будем сейчас о том, как это звучит в оригинале. Очевидно, что сценарист, режиссер и продюсер таким экзотическим образом сообщили миру о своей видовой принадлежности.

Что же касается фильмов ужасов, точнее их достойного представления в российском кинематографе... Вот ведь какая штука: обычные, наработанные в этом жанре приемы и шаблонные сюжеты просто не подходят, мне кажется. Наш обыватель живет в фильме ужасов, а репортажи о нем видит ежедневно в программе новостей. Это "Шоу Трумэна", режиссируем которое мы сами. Или инопланетяне, в рамках неведомого социального эксперимента. Или сам сатана, потому что делать ему явно больше нечего. Наши фильмы ужасов — "Груз 200", "Кука", "Похороните меня за плинтусом", "Географ глобус пропил". Без шуток. То что кажется страшным из окна двухэтажного домика за белым забором, из окна задрипанной хрущевки выглядит не страшнее "Ежика в тумане". Который, замечу, в нашей стране считается детским мультиком. Это как английские колыбельные, которые уступают лишь шотландским, которые, в свою очередь, отдают пальму первенства ирландским — осмысленным и беспощадным.

Возьмите классический сюжет "плохого дома", "дома-убийцы" и спроецируйте на нашу действительность. Дмитрий Быков очень точно заметил, что "радость от обладания собственным домом перевесит для русского человека любые происки духов и призраков". Цитата вольная, за что заранее прошу прощения. Вот и выходит, что более-менее достоверно в наших реалиях можно снять или полудокументальный фильм, со вполне себе житейскими бедами и страхами (правда это уже будет не совсем фильм ужасов), или же трэшовую пионерскую страшилку, где и страшно, и смешно, и бредово, и вообще, "передай мне косячок".

Чем бы закончить? Наверное, обзором на "Синевир", для тех, кто не осилит оригинал

carambatv.ru/movie/bad-comedian/sinevir/

Надеюсь, мой комментарий не окажется лишним или навязчивым личным мнением. А обзор просто фееричный.
18.09.2015 в 02:24

Уна Андель
Protego Maxima,
Надеюсь, мой комментарий не окажется лишним или навязчивым личным мнением.
Ни в коем случае))) Приходите и высказывайтесь. Фильмы ужасов тема любимая, всегда готова о них поговорить ))

Вот и выходит, что более-менее достоверно в наших реалиях можно снять или полудокументальный фильм, со вполне себе житейскими бедами и страхами (правда это уже будет не совсем фильм ужасов), или же трэшовую пионерскую страшилку, где и страшно, и смешно, и бредово, и вообще, "передай мне косячок".
Я понимаю, что вы имеете в виду, и отчасти соглашусь, но именно отчасти. Действительно, если просто брать американский шаблон с белыми домиками и зелеными газонами и плоско перекладывать на российские реалии, получится что-то вроде "цветка дьявола", смешно и стыдно.
Но есть еще европейское кино, условно говоря, скандинавский вариант, где сюжет (детективный, как в скандинавском неонуаре, или хоррорный, как в фильмах ужасов), идет рука об руку с адом за окном, с ежедневной безнадежностью и социальными язвами (особенно такое в северных детективах любят). Фильм ужасов не обязан быть глянцевым. Достаточно создать на экране узнаваемое пространство (ту же хрущевку) и верибельных героев, тогда и у классических сюжетов вроде проклятого дома появится шанс. То есть, все опять упирается в талант сценариста и режиссера. И, конечно, в поиск свежих решений, как идейных, так и изобразительных.
Но как раз здесь Россия удручающе не одинока: все тупо прут друг у друга. Хорошие идеи появляются раз в десять лет, а потом начинают кочевать из фильма в фильм, пока не станут окончательным бояном. Так было с мертвой девочкой из колодца и проклятием по телефону (тьмы и тьмы фильмов использовали потом, условно говоря, тему Садако и ползающие черные волосы в качестве изобразительного ряда), так было с идеей любительского репортажа и найденной пленки ("Ведьма из Блэр" - и пошло-поехало), так было с другими идеями.

Единственное, что, наверное, уже нельзя реанимировать (не только у нас, но и вообще по миру) - вампирскую тему. Просто потому, что об этом уже сказано ВСЕ. Я не знаю, что еще можно сделать, чтобы не быть вторичным на этом поле.

или же трэшовую пионерскую страшилку, где и страшно, и смешно, и бредово,
Ох, не сыпьте соль на раны. Достойная экранизация пионерских страшилок - моя давняя мечта. Потому что если у нас и есть что-то реально свое, не подражательное, то это они, родимые. Но не знаю, как делать это в фильме. Единственный вариант, который мне представляется, это полнометражный мультфильм, но снятый ответственно и страшно (как это иногда бывает с мультфильмами). Чтобы передать этот дивный гротеск, который при всей его глупости пугал в детстве до дрожи.
(Написала и поняла, что соскучилась по ним)) Надо перечитать Успенского "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы" :) )

Чем бы закончить? Наверное, обзором на "Синевир", для тех, кто не осилит оригинал
Дааа)) это я смотрела, я вообще люблю обзоры бэдкомедиан.
Действительно, бессмысленно и беспощадно. :lol:

Пы. сы. Собираюсь пойти в кино на "Пиковую даму". Вдруг это не так плохо, как мне сейчас кажется? Ничему-то меня жизнь не учит))
18.09.2015 в 12:17

Автор описывает процесс оживления с помощью Некрономикона и при этом не знает первоисточник.
Ох, очень рада, что есть с кем побеседовать на эту тему. Дело в том, что я тоже очень люблю фильмы ужасов, хорроры, слэшеры, мистические детективы. И как крот-мазохист перекапываю тонны мусора в поисках стоящего кино.

Если говорить о положительных рекомендациях, то очень понравился российский мини-сериал "Предчувствие" seasonvar.ru/serial-6471-Predchuvstvie.html. Это такая детективная история с легким мистическим уклоном. Основное действие происходит в маленьком провинциальном городе, и впечатление такое, что персонажей вот-вот увидишь на автобусной остановке. Очень понравились актеры — они такие, настоящие что ли. Снято без глянца, но и без столь любимой русскими режиссерами атмосферы безнадежности и алкогольного угара. Открытый, в каком-то смысле, финал оставил очень светлое впечатление и надежду на лучшее. А еще там очень тонкая и аккуратно вписанная любовная линия. Такая дразнящая, но очень ненавязчивая. Немного отвлекало, разве что, слишком частое повторение видений героини. А в остальном, уникальный для современного русского кинематографа сериал. Очень рекомендую.

Из зарубежных пробрал зарубежный фильм "Игра слов" ( Palabras encadenadas — "Слова убийцы" в другом переводе).
Во-первых, фильм испанский, и это практически гарантирует прекрасный визуальный ряд, множество интересных деталей и шикарный монтаж.
Во-вторых, режиссер — женщина, что само себе редкость. А уж хороший режиссер-женщина... Вот Лаура Манья относится к этой уникальной категории.
В-третьих, фильм очень лаконично снят. Большую часть времени зритель видит всего два места действия и двоих актеров. Актеры со своей задачей справились и внимание удерживали непрерывно.
В-четвертых, плотный аккуратный сценарий, в котором очень мало прорех. И действие развивается по принципу качелей, бросая зрителя от твердой уверенности в одном предположении к диаметрально противоположной точке зрения. Так что ближе к финалу я бросила попытки угадать и просто сидела, грызя ногти от волнения.
В пятых, очень точно найден ритм. Действие развивается довольно спокойно, потом идет резкий акцент, и так несколько раз. Ближе к концу, когда начинают складываться детали головоломки, события начинают нестись безудержным потоком, а потом, когда все уже понятно, наступает подчеркнуто неторопливая, и оттого еще более чудовищная концовка... В общем, фильм снимает со зрителя кожу и неспешно водит перышком по оголенным нервам.

Очень понравился "Дом грез" — тоже больше детектив с налетом мистики, чем фильм ужасов. Собственно, с него я открыла для себя Дэниела Крэйга как актера. Он там просто потрясающий — очень пластичный, необычайно открытый, нежный даже. Кстати, они со своей женой, Рэйчел Вайс, играют там супругов. Очень красивый контраст — зимний, холодноватый внешне Крэйг и теплая, как шоколад, кареглазая шатенка-осень Вайс.


Надо перечитать Успенского "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы" Ох, до сих пор помню, как нашла и прочитала впервые страшилки Успенского. Хохотала до слез, особенно радовали комментарии авторов, вроде: " у рассказчика фигурировал медведь ростом с пятиэтажный дом, но мы сочли это преувеличением". И записали медведя ростом с трехэтажный дом)
21.09.2015 в 15:02

Уна Андель
Protego Maxima,
Если говорить о положительных рекомендациях, то очень понравился российский мини-сериал "Предчувствие"
Спасибо за рекомендацию :white:
Обязательно посмотрю. Что-то хорошее отечественное это настоящий подарок.

Из зарубежных пробрал зарубежный фильм "Игра слов"
О! А вот это у меня давно стоит в планах на просмотр, встречала хорошие отзывы, ваш обзор - дополнительный стимул.

Во-вторых, режиссер — женщина, что само себе редкость. А уж хороший режиссер-женщина.
Для меня женщина-режиссер скорей положительная рекомендация. Потому что если уж женщина стала режиссером и известна за пределами своей страны, значит хорошие сапоги, надо брать (с) значит посмотреть точно стоит.
Кстати, по нашей теме вспомнилась Вера Хитилова - "Турбаза волчья" (вы, наверное, уже смотрели, но если нет, то очень советую). Фильм при минимуме средств здорово нагоняет саспенс. Вкратце сюжет: зимние каникулы, занесенная снегом турбаза и одиннадцать детей, которые приехали туда отдыхать - при том, что мест предусмотрено только десять. Так что кто-то из них лишний. А там еще очень странный и стремный персонал, но в чем его странность, дети понимают не сразу. После снежной бури они оказываются отрезанными от цивилизации и все начинается.

Из недавно просмотренного мне понравился "Бабадук"
Тоже женщина-режиссер. Фильм на стыке психологической драмы и фильма ужасов, равно существующий в обоих категориях, хорошо задуманный и снятый. www.kinopoisk.ru/film/675216/
Сложно сказать что-то новое на тему поселившейся в доме бабайки, но им это удалось.